"Хоккей? Да вы что? Он у нас и так инвалид, а вы хотите. чтобы он совсем убился?!". Еще два года назад это был самый распространенный вопрос, когда родителям ребенка с различными поражениями опорно-двигательного аппарата предлагали заняться следж-хоккеем.
Сейчас уже сделано много шагов, чтобы сломать стереотип о невозможности таких занятий — создаются взрослые команды по следж-хоккею, спортсмены регулярно дают интервью и рассказывают о новых перспективах, которые им открывает следж-хоккей. Значимым фактором стало успешное выступление российской сборной на Паралимпиаде в Сочи, где она заняли второе место, уступив лишь команде США. Многие ребята, болея у экранов телевизора за наших спортсменов, именно тогда узнали о том, что в хоккей могут играть даже такие, как они.
"Идея создания первой детской команды по следж-хоккею рождалась постепенно. Когда в Москве появилось несколько команд, спортсмены стали пробовать свои силы и переходить из одного клуба в другой. Стал актуален вопрос, где искать новых игроков. У каждого вида спорта есть детско-юношеские школы, из которых вырастают преемники нынешних спортсменов. Мы решили, что такая платформа нужна и в следж-хоккее, — рассказал президент Федерации следж-хоккея г. Москвы Анатолий Егоров. — Поскольку это очень дорогой вид спорта — сани производятся только за границей, дорогое снаряжение, да и специалистов по следж-хоккею в нашей стране можно сосчитать на пальцах, то без финансовой поддержки такую команду было не создать. Нам повезло — идею поддержал Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, который к тому времени уже помог нам с созданием взрослого клуба "Звезда".
Базой для создания первой команды "Ладога" было решено выбрать город Алексин — именно там находится специализированная учебно-тренировочная площадка для спортсменов-инвалидов по различным видам спорта. Администрация города тоже загорелась этой идеей и помогла собрать несколько ребят на первую тренировку.
"Когда мне мама рассказала, что в городе создается детская команда по следж-хоккею и предложила сходить на тренировку, я отказался — зачем мне это? Я уже серьезно занимался плаванием, мне казалось, что этого достаточно. Но они вместе с папой настояли и буквально за руку отвели меня. Оказалось, что это интересней плавания, ведь хоккей — это командная игра. Теперь я уже не представляю, что было, если бы я тогда не послушался их", — вспоминает ведущий игрок "Ладоги" Стас Барыкин.
Сейчас в команде занимается десять детей от 11 до 16 лет, большинство из них — именно те, кто пришел в первый раз и бросить уже не смог.
За руку вести уже никого не надо, новоявленные спортсмены настолько втянулись в новую жизнь, что сами спрашивают, когда следующее занятие. Тренировки проходят два-три раза в неделю, все по-взрослому — тренировка "на воздухе", тренировка "на льду", бассейн…
Ребята признаются, что благодаря следж-хоккею у них не только стало больше друзей, но они стали шире смотреть на мир.
"Я впервые выехал за границу — в прошлом году мы с командой летали в США играть с нашими сверстниками. Было очень интересно посмотреть как живут люди в другой стране, какая там природа и достопримечательности. Еще было очень неожиданно и приятно, когда на борту самолета авиакомпании "Трансаэро" пилот приветствовал команду, а на обратном пути нас по громкой связи поздравляли с победой", — поделился Стас.
Родители подтверждают, что следж-хоккей очень круто изменил жизнь их детей. До этого большинство ребят могли по несколько дней не выходить из дома, проводили время перед экраном телевизора или компьютером. Круг общения многих был очень ограничен, поскольку многие из них находятся на домашнем обучении. Сейчас же — тренировки, общение со взрослыми спортсменами, поездки, новые друзья. Ребята стали более организованы — сами знают во сколько надо встать, во сколько выйти из дома, чтобы не опоздать.
"Если честно, и наша жизнь, которая всегда вращается вокруг детей, тоже повернулась в другую сторону, — рассказывает мама Сергея, — она стала более насыщенной и активной. Когда есть возможность, мы приходим на тренировки, ездим на соревнования, появились интересные темы для обсуждения с детьми — ведь мы живем их увлечениями. Сначала они ползали по льду, как муравьи, и теперь интересно наблюдать, как они выросли и возмужали. Мы гордимся их успехами, видеть их азарт к жизни — это дорогого стоит. Так что у нас тоже теперь жизнь кипит".
Мехрона Муллоева, единственная в команде девочка, очень расстраивается, что пока еще нет отдельной команды по следж-хоккею для девочек. И она понимает, что в ближайшее время такая команда вряд ли появится, поэтому уверенно продолжает играть наравне с мальчишками.
"У нас очень хорошие ребята в команде — они хорошо относятся ко мне, не обижают. Но на льду скидок на то, что я девочка, не делают — это ведь спорт и в игре мы все равны", — говорит она.
В обычной жизни Мехрона получает образование бухгалтера в колледже: она знает, что образование необходимо в любом случае, и если повезет, что спорт станет ее основной профессией, то это только поможет — ведь в хоккее головой тоже надо думать.
На базе "Оки" ежегодно проходит Чемпионат России по следж-хоккею и юные спортсмены в качестве болельщиков всегда приходят поддержать своих взрослых коллег. А иногда даже получается выйти на лед и потренироваться с ними, что поистине для них бесценно.
"Наша задумка сработала — некоторые из ребят уже выступают на соревнованиях в составе взрослого клуба "Звезда". Стас в январе принял участие в Матче звезд КХЛ, где впервые игра следж-хоккеистов была включена в программу. И в прошедшем сезоне они с Сергеем уже играли на Чемпионате страны — достойную смену растим!" — отметил Анатолий Егоров.
В США больше 50-ти детских команд по следж-хоккею. Что же мешает развитию этого спорта у нас?
"Это очень сложный вопрос и с точки зрения организации, и с финансовой. Мы постоянно думаем о создании еще не одной детской команды и сейчас ищем путь, как это можно сделать. Опыт "Ладоги" показал, что следж-хоккей — это не столько спорт, нацеленный на победу в соревнованиях, сколько проект по социальной реабилитации таких ребят, когда они в первую очередь побеждают свои страхи и неуверенность в своих силах", — подчеркнул заместитель Генерального директора Фонда Тимченко Игорь Барадачев.
По словам главного тренера "Ладоги" Александра Сидоркина, до сих пор очень сложно найти новых игроков в команду. "Но я верю, что ситуация будет меняться, главное чтобы больше появлялось информации об этом — у нас уже есть прецедент, — рассказал Сидоркин. — Недавно в команде появился новый мальчик — Миша. Он жил на Урале. Узнав, что есть детская команда по следж-хоккею, сын стал просить маму отдать его в команду и мама согласилась ради сына переехать из Екатеринбурга в Алексин. Сейчас он уже вовсю занимается и показывает хорошие результаты — когда осенью команда полетит на турнир в Канаду, он обязательно будет играть".
У одного из игроков заболевание дало задний ход, и все идет к тому, что из разряда "человека с ограниченными возможностями", он перейдет в разряд "обычных подростков". Казалось бы, отличная новость! Но, что удивительно, семья переживает, что именно это и ограничит его возможности — ведь он не сможет пройти квалификацию и играть в следж-хоккее.
"Может быть и лучше, что я родился таким? Я смотрю на обычных ребят, у которых гораздо больше возможностей, чем у меня, но они почему-то ими не пользуются. А мне не хочется упускать даже ту малую, которая сейчас появилась у меня", — с недетской мудростью отмечает Стас.
Анастасия Барадачева (Федерация следж-хоккея г. Москвы), специально для проекта "Жизнь без преград"
http://ria.ru/disabled_deti/20150505/1062670054.html#ixzz3Zkm9j5kX
12 мая, 2015