Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия
На предыдущую страницу

Только 8 процентов центров занятости населения приспособлены для работы с инвалидами

Только 8 процентов центров занятости населения приспособлены для работы с инвалидами

Активисты ОНФ совместно с представителями Всероссийского общества инвалидов и других общественных организаций инвалидов оценили работу 68 центров занятости населения с точки зрения доступности и качества предоставляемых ими социальных услуг.
В рейде, охватившем 33 региона, участвовали 238 человек, в том числе 78 людей с инвалидностью. Ими оценивались доступность зданий и помещений, в которых расположены центры, а также степень удовлетворенности инвалидов – соискателей трудовых вакансий госуслугами по содействию в поиске работы.
При проверке был использован метод «контрольной закупки». Инвалиды обращались в центры занятости с просьбой оказать содействие в поиске работы, при этом все участники рейда из числа людей с инвалидностью либо не работают, либо желают улучшить условия имеющейся у них работы.
К сожалению, в половине случаев люди с тяжелыми нарушениями опорно-двигательных функций не могли самостоятельно попасть в помещения центров, так как прилегающая территория и сами центры не приспособлены для инвалидов. По итогам обследования центров занятости выявлены многочисленные нарушения требований их доступности для инвалидов.
Из элементов среды, которые оценивались на предмет доступности (входная группа, пути передвижения, зона оказания услуги, санитарные помещения, средства информации, территория объекта), обязательно попадались такие, которые становились непреодолимым барьером для инвалидов. Только 8% объектов признаны полностью отвечающими требованиям доступности.
Что касается самих услуг, предоставляемых центрами, вакантные должности для инвалидов в основном относились к неквалифицированному низкооплачиваемому труду, особенно на квотированных рабочих местах. Зарплата на таких местах в среднем в два раза и более ниже, чем на остальных вакансиях. При этом во многих случаях непреодолимым барьером становилась транспортная недоступность места работы. В результате удовлетворенными предложенной работой в центре занятости оказалось лишь 25% соискателей.
К организации работы центров высказали претензии примерно 50% соискателей. В основном они отметили, что помещения, в которых оказывалась услуга, малодоступны или недоступны, а условия недостаточно комфортны. 40% опрошенных отметили, что во время посещения центра никто не предложил им ситуационную помощь, несмотря на имеющиеся проблемы с передвижением.
В Благовещенске активисты ОНФ отметили, что специалисты центра занятости населения сразу не смогли решить поставленные инвалидами вопросы. Инвалид-колясочник Оксана Пятых получила обещание в середине марта устроиться на работу. Другой соискатель работы – Светлана пришла в центр с собакой-поводырем. Раньше она работала школьным учителем, теперь хочет попробовать получить профессию массажиста. Ее документы специалист центра занятости принял на рассмотрение. При этом центр занятости оказался не оборудованным для приема инвалидов: здесь слишком высокий пандус при входе в здание, отсутствуют опознавательные знаки, специальные тактильные плиты на стенах для слепых, направляющие знаки для слабослышащих, нет соответствующего санузла.
В Нальчике активисты проверили Центр занятости Кабардино-Балкарской Республики. Как оказалось, инвалид-колясочник самостоятельно не сможет попасть внутрь здания – пандус не соответствует нормативам, его уклон не 8 градусов, а 25. Путь от остановки общественного транспорта до учреждения не оснащен специальными указателями, нет парковочных мест для инвалидов, санузел не приспособлен для лиц с ограниченными возможностями передвижения.
Похожие недостатки были выявлены в ходе инспекции республиканского центра занятости в Махачкале. К тому же здесь не предоставили реестра вакантных должностей для инвалидов, предусмотренного административным регламентом по предоставлению услуги по подбору работы для инвалида.
В одном из центров занятости в Самаре сотрудники учреждения заявили инвалиду, который хотел бы сменить работу и искал соответствующую информацию, что ему необходимо сначала уволиться с нынешнего места работы. Сотрудники другого учреждения заявили женщине-инвалиду, что пособие по безработице – это максимум, на что она может рассчитывать, при этом общались высокомерно. В ответ на просьбу показать имеющиеся вакансии адресовали на сайт Министерства труда и занятости Самарской области: «Там все вакансии указаны, там и ищите». При этом выяснилось, что указанные на сайте вакансии не делятся между инвалидами и обычными гражданами, не указаны контакты работодателя. То есть соискателю, в том числе инвалиду, после того как он найдет подходящую вакансию, придется вновь приезжать в центр занятости за контактами работодателя – при том что работодатель может и не ждать работника-инвалида.
«Результаты рейда подтвердили наши предположения о причинах незначительной заинтересованности инвалидов в услугах Центров занятости населения. По официальным данным, в центры занятости в среднем обращаются лишь 3–6% людей с инвалидностью трудоспособного возраста. Во-первых, там их не очень ждут. Иначе как можно объяснить практическую тотальную недоступность зданий и помещений, в которых расположены центры? Во-вторых, предлагаемые трудовые вакансии не спасают инвалидов от бедности и малообеспеченности. Срабатывает психология: «зачем работать за гроши, лучше сидеть дома и получать пенсию». «Среди людей с инвалидностью достаточное количество квалифицированных талантливых специалистов, настоящих профессионалов. Необходимо обеспечивать их качественными рабочими местами, в этом главная проблема», – прокомментировал итоги рейда его руководитель, эксперт ОНФ по делам инвалидов, руководитель Национального центра проблем инвалидности Александр Лысенко.
По итогам рейда будут разработаны и предложены конкретные меры по повышению эффективности и качества трудоустройства инвалидов, а также сформулированы подходы в этом направлении к формированию государственной программы «Доступная среда». Они будут представлены на совещании «Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 гг. как системный инструмент реализации государственной социальной политики в отношении инвалидов», которое состоится 25 февраля на площадке Народного фронта. В совещании примут участие члены всех рабочих групп ОНФ, представители федеральных органов исполнительной власти, общественности, депутаты. Выявленные замечания по итогам рейдов будут направлены в правительства каждого из проверенных регионов.

http://onf.ru/2015/02/20/onf-tolko-vosem-protsentov-centrov-zanyatosti/

24 февраля, 2015