Уроки преодоления
«Липецкая газета» много внимания уделяет такой теме, как создание условий для беспрепятственного передвижения маломобильных граждан. Мы постоянно информируем читателей о реализации областной программы «Доступная среда», в рамках которой на дорогах областного и районных центров строятся съезды и пандусы, социальные и культурные учреждения оборудуются специальными подъездами, перилами, подъемниками.
Но жизнь без преград — это не только доступная территория, но и возможность профессионального, творческого развития и роста. О том, с какими трудностями на этом пути приходится сталкиваться инвалидам, рассказывает Леонид Фендель, в один прекрасный день вознамерившийся стать бизнесменом…
— Примером для меня является социальный предприниматель Роман Бобылев, — рассказывает Леонид. — Он, несмотря на проблемы со здоровьем, сумел открыть мастерскую лозоплетения, в которой нашли приложение своим силам и другие его товарищи с ограниченными возможностями. Причем большую помощь в организации своего дела оказали Роману городские и областные власти. Я воодушевился этим результатом. И решил сам стать предпринимателем…
Вопрос о том, чем заниматься, не стоял. По образованию я модельер, конструктор одежды. К тому же с опытом руководства швейной мастерской: до переезда в Липецк мы с родителями жили в Семипалатинске, где я какое-то время заведовал работой ателье. Но там, в Казахстане, существенной поддержки малому бизнесу власти не оказывали. А мне, как инвалиду, конкурировать со здоровыми предпринимателями было не под силу. Найти же другую работу я не мог: согласно заключению медкомиссии был абсолютно нетрудоспособен. Хотя владею несколькими профессиями помимо шитья: обувным ремеслом, бухгалтерским учетом, являюсь оператором ЭВМ.
Липецкие же медики признали меня трудоспособным, чему я очень рад. Ведь руками и головой я умею хорошо работать. Только передвигаюсь с трудом — с помощью костылей.
И вот год назад я принял участие в программе «Ты — предприниматель!», организованной областным управлением внутренней политики. В рамках этой программы прошел курс по открытию своего дела. И зарегистрировался как индивидуальный предприниматель.
Самым трудным для меня на тот момент было найти площадь. В городской администрации помогли: предложили помещение в тридцать квадратных метров на первом этаже девятиэтажного дома в районе железнодорожного вокзала. Раньше там также располагалось ателье, оно закрылось, а помещение числилось в муниципальной собственности.
Расположение его мне очень нравится: в оживленном районе, с удобной транспортной развязкой, по размеру — самое то. Плата за аренду тоже устраивала. В феврале этого года я заключил договор найма, и мне дали ключи.
Но электричество, водопровод, канализация, отопление — все требовало обновления и замены. К тому же ателье нуждалось и в косметическом ремонте. Почему коммунальные службы, как планировалось, не привели его в порядок, я так и не понял. Сам же всё это время с февраля по требованию жильцов дома занимался установкой счетчиков.
Причем, так как хозяин не я, а город, это было хоть и бесплатно, зато более хлопотно. Пришлось «побегать». Но все равно за пять месяцев мне удалось поставить только один единственный электросчетчик. По поводу других приборов все еще приходится обивать пороги.
Обратился я по поводу ремонта в Торгово-промышленную палату: а вдруг там всё-таки окажут спонсорскую помощь бизнесмену-инвалиду. Мне не отказали. Но и реально не помогли. Тогда я самостоятельно нанял бригаду ремонтников. Расплачиваться поможет отец: он взял ссуду в банке, чтобы поддержать меня. Я ведь живу на социальную пенсию. К тому же на мне висит кредит за приобретение оборудования для швей. Да еще и плата за аренду неоткрытого ателье идет с февраля.
Но я не унываю. Уверен, что как только ателье откроется, в убыток производство работать не будет. У меня уже сейчас есть небольшие заказы: на пошив костюмов для танцевального ансамбля «Параллели», школьной формы для одного учебного заведения. Как-то ко мне обратились руководители детского сада с просьбой сшить фартучки, халаты и прочее для игры в поварят, врачей, медсестер. После этого подобную униформу запросили и другие дошкольные учреждения. С этого и начнем. Справиться с первоначальным объемом работы поможет мама. Когда станем расширяться, найму еще работников.
На моем производстве будут трудиться не только здоровые, но и инвалиды: им, как и мне, хочется приносить пользу людям, быть самостоятельными. Для клиентов же с ограниченными физическими возможностями планирую ввести специальную систему скидок. Правда, для удобства привлечения таких посетителей потребуются пандус и поручни. Вот если бы я для себя просил, то мне, как инвалиду, сделали бы их бесплатно. А так как я индивидуальный предприниматель, хотя еще и ничего не заработавший, то все работы должен производить за свой счет.
В связи с этим хотелось бы всё-таки обратить внимание властей, чиновников, общественности на то, чтобы предоставить людям с ограниченными возможностями упрощенные схемы оказания поддержки и спонсорской помощи. В том числе и по созданию своего дела, и по расширению доступной для инвалидов среды.
Послесловие. Тему безбарьерной среды продолжает еще один автор, представившийся Николаем. Он предложил «Липецкой газете» свое видение обсуждаемой проблемы. Вкратце суть ее сводится к тому, что в городе Данкове, например, инвалидам невозможно подняться по крутым лестницам во многие учреждения, куда им приходится часто обращаться. Что касается магазинов, то там стали появляться пандусы. Но зачастую их делают очень крутыми, узкими, без перил. Кроме того, после подъема инвалид-колясочник или упирается в открывающуюся дверь, или останавливается у высокого порога, который ему не преодолеть.
То же и с проездом по городу, продолжает автор. Светофоров нет, пешеходные переходы часто не обозначены или вовсе отсутствуют. В частности, не оборудован переход у ЦРБ со стороны моста через Дон. Больным, старикам, инвалидам приходится преодолевать большое расстояние вокруг по обозначенным переходам, что им бывает не под силу.
Проблема с доступной средой и в жилых домах, сетует Николай: «В нашем подъезде живет женщина, инвалид-колясочник, которая уже десять (!) лет не была на улице. Иногда на межэтажные лестницы ставят деревянные помосты для инвалидных колясок. Но спустить и поднять их — это и для здоровых мужчин тяжелый труд, а часто за такими инвалидами ухаживают женщины, пожилые люди… Я понимаю, что это проблема не одного города Данкова, но кое-где ее хоть пытаются решать, а у нас нет…»В этой связи автор возлагает надежды на Фонд социального страхования. Редакция постарается выяснить, уполномочена ли данная структура заниматься обустройством доступной среды для инвалидов.
http://www.lpgzt.ru/aticle/32632.htm