Проблемы интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду обсудили сегодня в формате круглого стола депутаты Государственного Совета, представители министерств и ведомств республики, руководители реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, представители общественности и научного сообщества.
Организаторами мероприятия выступили депутатская группа «Мәрхәмәт – Милосердие» и Республиканское общественное движение «Татарстан – новый век» – «Татарстан – яңа гасыр», сообщает пресс-служба Госсовета РТ.
«В нашей республике, по данным Отделения Пенсионного фонда РФ по РТ, проживает 15 023 детей-инвалидов, — проинформировала заместитель Председателя Государственного Совета, руководитель депутатской группы «Мәрхәмәт – Милосердие» Татьяна Ларионова, открывая заседание, — для них создаются реабилитационные центры, в которых им и их семьям оказывается медицинская, социальная и психологическая помощь, совершенствуются медицинские технологии, в том числе связанные с профилактикой детской инвалидности».
В своем выступлении Татьяна Ларионова подчеркнула, что многое делается в части создания доступной среды. Тем не менее, острыми остаются вопросы признания инвалидности, выделения средств технической реабилитации, получения той или иной помощи в отдельных учреждениях здравоохранения и социальной защиты. Требуются дополнительные меры в сфере развития инклюзивного образования. «По-прежнему многие школы, детские сады, колледжи и вузы не могут принять детей-инвалидов, потому что в них или нет совсем или катастрофически не хватает специалистов и оборудования, — посетовала Татьяна Ларионова, — имеются нарекания на недостаточное участие в вопросах реализации реабилитационного потенциала ребенка в учреждениях культуры и спорта».
О медицинском обеспечении детей-инвалидов рассказал первый заместитель министра здравоохранения Сергей Осипов. Он, в частности, подчеркнул, что сегодня наметилась тенденция снижения детской инвалидности, в настоящее время 1,8% детей республики имеют инвалидность. Как отметил заместитель министра, это связано в первую очередь с развитием технологий по профилактике инвалидности. В республике создана сеть социальных учреждений, работающих с детьми инвалидами, работает 2 детских дома-интерната, 13 реабилитационных центров, 45 учреждений социального обслуживания, в последнее время активное участие в реабилитации стали принимать некоммерческие организации.
«Основной упор в работе делается не только на реабилитацию детей, но и на работу с родителями, консультирование», — отметила заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Юлия Абдреева в своем выступлении. В качестве одной из главных задач Юлия Абдреева обозначила усиление профориентационной работы в реабилитационных центрах. «Необходимо, чтобы дети уже в центрах начинали знакомиться с миром профессий и осваивать профессиональные компетенции», — сказала она. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеет особый статус и определенные трудности – дефицит общения, закрытость от внешнего мира, финансовые сложности, поскольку мама часто вынуждена уходить с работы, чтобы ухаживать за ребенком.
Есть вопросы и в организации обучения детей, имеющих серьезные заболевания. Федеральный закон, как отметил заместитель министра образования и науки Ильдар Мухаметов, предусматривает создание системы инклюзивного образования. Сегодня в трех образовательных организациях республики (две в Казани, одна – в Зеленодольске) созданы условия для обучения детей с ОВЗ. В них обучается 173 учащихся. Еще 309 организаций адаптировано к посещению детьми-инвалидами, работают специализированные классы в обычных школах и комбинированные группы в детских садах. «В республике нет необучаемых детей-инвалидов, образованием охвачены все», — заверил Ильдар Мухаметов. Однако чаще всего дети с ОВЗ обучаются на дому.
«Несмотря на все усилия, направленные на создание доступной среды, к сожалению, количество учеников, которые с надомного обучения переходят на традиционное, не увеличивается. А без обучения в детском коллективе процесс социализации проходит сложнее», — констатировала Татьяна Ларионова и поставила такую задачу перед Министерством образования.
Специалисты сталкиваются с нежеланием родителей обучать своего ребенка вместе с ребенком с ОВЗ. На это обратил внимание собравшихся депутат Государственного Совета, председатель Татарской республиканской организации Всероссийского общества инвалидов Рифат Ганибаев. Переломить ситуацию непонимания не удается на протяжении последних ряда лет. Кроме того, включать ребенка с ОВЗ в образовательный процесс нужно как можно раньше. Сегодня в республике нет ресурсного центра, который бы занимался ранним развитием детей с ОВЗ. Участники круглого стола эту идею поддержали, тем более, что органы исполнительной власти этим вопросом, как отметила Татьяна Ларионова, уже занимаются.
Еще одна проблема в организации инклюзивного образования – готовность педагогов к такой работе и владение ими определенными методиками. «Только одна треть школьных преподавателей владеют специальными методиками инклюзивного образования, — озвучила результаты исследования ректор Института развития образования республики Рина Бадриева, — и лишь 60% из них психологически готовы к взаимодействию с детьми с ОВЗ». Поскольку вопрос адаптации детей с ОВЗ и организации обучения таких ребят сложен и многогранен, Рифат Ганибаев предложил разработать Стратегию по адаптации образовательных учреждений к инклюзии, и начать этот процесс с коррекционных школ, поскольку здесь обучается большинство детей-инвалидов, требующих повышенного внимания со стороны специалистов. Он также считает, что необходимо усилить работу и с родителями детей, имеющих детей с ОВЗ. «Они и сами нуждаются в психологической реабилитации», — подчеркнул он.
«Современное общество не всегда с пониманием относится к детям с ограниченными возможностями, поэтому родители, боясь негативного отношения со стороны, стараются избегать зрелищных мероприятий, обрекая ребенка на закрытость от мира», — подчеркнула председатель Исполкома Политсовета РОД «Татарстан – новый век» Алсу Тарханова и призвала родителей быть социально активными. Кроме того, Алсу Тарханова отметила необходимость организации подготовки не только педагогов, но и общественников, волонтеров для работы с детьми с ОВЗ.
В завершение круглого стола участники приняли резолюцию, в которой даны рекомендации министерствам и ведомствам, общественным организациям республики по расширению работы по интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду.
http://rt-online.ru/v-gossovete-obsudili-problemy-integratsii-detej-s-ovz-v-sotsialnuyu-sredu/
© Газета Республика Татарстан
16 февраля, 2017