Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия

В Казани готовятся к включенному образованию

Дети с ограниченными физическими возможностями будут учиться в обычных школах

На адаптацию школ к тому, что в них будут передвигаться и заниматься дети с трудностями, из республиканского бюджета выделено 11 млн рублей. Как сообщили в министерстве образования и науки Татарстана, на эти деньги проведут работы по устройству пандусов на входных группах, расширят дверные проемы, адаптируют санитарные узлы. В списке четыре школы, лицей и гимназия. Все ремонтные работы должны быть окончены к 1 сентября. Но это вовсе не значит, что к этому дню школы будут полностью готовы к системе инклюзивного образования в Казани. Это, как говорят в министерстве образования республики, лишь маленький шаг в большом деле.

Сначала учатся учителя

- Даже в самых обустроенных школах сейчас нет полностью подходящей обстановки для включенного образования, — рассказала «Русской планете» пресс-секретарь ведомства Алсу Мухаметова. — Так что это еще самое-самое начало. Хотя в Европе уже давно не делят детей. Но я очень рада, что у наших детей наконец-то будет возможность отказаться от домашнего обучения. Мы за это взялись. Но бытовая сторона вопроса — это мелочь в сравнении с другой — с тем, как на это отреагирует наше общество.

По словам Алсу Мухаметовой, чтобы эта система удачно влилась в школьную жизнь Казани, министерство разрабатывает большой план работы с учителями и учениками.

- В этом мы полагаемся на СМИ, надеемся на помощь в формировании правильного представления об инклюзивном образовании родителями наших школьников. Ведь обязательно найдутся мамы и папы, которые не примут новый для нас вид обучения, — уверена пресс-секретарь.

Подготовку казанских педагогов и родителей начали задолго до того, как приступили к «адаптирующему» ремонту школ. Несколько лет назад открылся Родительский университет, где проходят тренинги мамы и папы здоровых и детей с особенностями вместе, чтобы понять друг друга. В Татарстане периодически проводят семинары и «недели инклюзивного образования»: в эти дни организаторы — преподаватели вузов, психологи и волонтеры — ездят по районам республики и учат педагогов и воспитателей «не разделять детей по их возможностям». В Казани работает Городской центр образования взрослых. Там и будут педагоги учиться учить по-новому.

- Для сотрудников шести школ, в которых в этом году вводят инклюзивное образование, в сентябре начнутся семинары, — рассказала корреспонденту «Русской планеты» директор городского центра образования Валентина Парубина. — Для них эти занятия обязательные, для остальных учителей республики — по желанию. Педагоги учатся уже на протяжении нескольких лет. Сначала они проходят 100-часовой курс по инклюзивному образованию, чтобы понять, что это такое.

По мнению директора, в Татарстане общество не готово к новой системе.

- Все должны прийти к тому, что люди с ограниченными физическими возможностями — часть общества, которая имеет те же права, потребности. И это ведь совсем не так, что сделали «доступную среду» в школах и инклюзивное образование началось… Нужна готовность трех категорий — учителей, родителей, учеников.

Сейчас Городской центр образования взрослых в ожидании гранта на проведение мониторинга готовности татарстанских педагогов к полноценному включенному образованию. По крайней мере, 100% учителей изъявили желание научиться, говорят в учебном центре. Только пока не выстроен точный механизм работы.

«Все люди равны, и делить их просто нет смысла»

- Немного боязно. Ведь я никогда не работала с особенными детьми. К ним нужен особый подход, — говорит учительница одной из будущих инклюзивных школ Казани.

- Преподаватель должен быть психологически готов, уметь обеспечить комфортную среду особенным детям и не оставить в стороне остальных учеников. Трудности в общении могут вызвать сложности не только у учителя, но и у детей, — говорит школьный психолог Анна Порфирьева.

Родители тоже обсуждают новое веяние в интернете. На одном из форумов мама первоклассника пишет: «Для таких детей есть специализированные школы. Зачем их объединять? Это стресс для детей. И для родителей тоже». Это мнение объединило не большинство, но многих. Эксперты считают, что это показатель уровня образованности и этической культуры населения.

- В России инклюзивное образование войдет в жизнь нелегко и небыстро, — заявила «Русской планете» социолог и психолог Марина Коновалова. — Тем более в регионах, в том числе Татарстане. Несмотря на то что эта практика уже даже не обсуждается за рубежом, для них нет такой проблемы, и вполне приживается в Москве, пока школы в регионах к этому не готовы. Не готовы прежде всего взрослые. Это их стереотипы, страхи, комплексы и презрения. А для детей не важно, кто перед ним, инвалид или не инвалид. Это результаты психологических исследований. И если ребенка все-таки беспокоят или раздражают недостатки сверстника — это идет от родителей.

Мамы детей-инвалидов тоже не всегда рады перспективе обучения среди всех. Им не верится, что условия подойдут.

- Пока одни родители выражают недовольство тем, что их детям не дают обучаться в обычных школах вместе со здоровыми детьми, потому как считают, что этим ограничивают права ребенка, другие жалуются на отсутствие специальных учебных заведений. Они сетуют на то, что в обычных школах отсутствуют специальные образовательные условия, — говорит Гелюся Закирова, заведующая методико-библиографическим отделом Республиканской специальной библиотеки для слепых и слабовидящих.

- Мы учимся на дому уже второй год, дочери, во-первых, скучно, во-вторых, она не любит ощущать себя человеком, который чем-то хуже других, — рассказывает Мария, мама одной из будущих учениц казанской школы с инклюзивным образованием. — Написали заявление, ждем с нетерпением 1 сентября, наконец-то пойдем в школу. Конечно, я немного волнуюсь, удастся ли влиться в коллектив… Сказали, с передвижением трудностей не будет. Для колясочников должны все устроить.

В целом инклюзивное образование — система для России не новая, ее ввели много лет назад. Только значение этого словосочетания знают не все. Часто люди думают, что это смешение коррекционных и обычных школ. Это «включенная» учеба детей-инвалидов, которые не нуждаются в специальных программах обучения. Как сообщили в мэрии Казани, в городе до этого были только два учебных заведения, где могут учиться дети с проблемами здоровья. Теперь «включенную» учебу планируют сделать масштабной. Не только для того, чтобы избавить детей от домашнего обучения и одиночества.

- Суть инклюзивного образования не в этом. В его принципы входит то, что все люди равны, и делить их просто нет смысла, — говорят эксперты института проблем инклюзивного образования. Но это еще надо понять. Потому в то время, когда в казанских школах будут возводить «доступную среду», в коллективах будут строить правильное отношение друг к другу

 

 

 

 

http://kazan.rusplt.ru/index/v-kazani-gotovyatsya-k-vklyuchennomu-obrazovaniyu.html.

8 августа, 2013