В них молодые люди с ограниченными возможностями смогут освоить специальности, востребованные на рынке труда; дети также получат возможность быть в коллективе
В рамках программы столичного правительства по социальной адаптации людей с ограниченными возможностями в Москве планируют открыть 5 ремесленных центров. В них молодые люди, имеющие инвалидность, смогут освоить специальности, востребованные на рынке труда. Всего в столице на данный момент среднее профессиональное образование получают более 3000 юношей и девушек с особенностями развития. О том, как протекает их учебный процесс, в репортаже Анастасии Мартыновой.
Будущие верстальщики осваивают работу с текстом. Один из спецпредметов - компьютерный дизайн. Педагог буквально на пальцах объясняет тему - жесты здесь основной способ общения.
В классе по соседству урок совершенствования речи. В группе из 10 человек только половина ребят имеет небольшой процент слуха, для остальных эти фигуры из пальцев - главный источник информации.
- Кто понимает, что говорят? Кто может повторить? Очень быстро говорят, да?
Человек, день и ночь живущий в тишине, не умеет произносить слова. Аппарат с низкими частотами призван помочь слабослышащему разобрать звуки. Ведь у того, кто научится говорить, шанс найти хорошую работу увеличивается в разы.
Алексей Кузяев, мастер производственного обучения:
- Если со слышащим мы проводим полностью вводный инструктаж, то есть мы их ставим возле верстака, показываем, что нужно делать. Они слышат, они это понимают. Со слабослышащими - надо к каждому отдельно подходить.
Во всех производственных мастерских рядом с педагогом сурдопереводчик. Здесь знают, как на пальцах объяснить слова "индукция" или "дифференциал", и за годы отработали систему трудоустройства.
Ребят, имеющих психофизические нарушения здоровья, принимают только в 2-х столичных колледжах. В будущем году для гончаров, керамистов, ткачей и швей, имеющих I и II группы инвалидности, в Москве дополнительно откроют 5 ремесленных центров.
Анастасия Мартынова, корреспондент:
- Занятия в ткацкой мастерской - это не только профессиональные навыки в будущем. Набор таких простых действий развивает самодисциплину и любовь к труду.
В работе с особыми обучающимися индивидуальный учебный план. В нем каждому по возможностям.
Игорь Павлов, заместитель руководителя Департамента образования Москвы:
- Создание условий для ремесленных центров, где бы ребята не только могли учиться по программе профессионального образования, но и еще выполнять ряд продуктивной деятельности. А колледж помогал бы им, чтобы продукты и результаты этой деятельности были востребованы на рынке.
Дизайнер Наталья Меглицкая пробует работать по подобной модели 3-й год. Шить одежду ей помогают профессиональные помощники.
Наталья Меглицкая, частный предприниматель:
- Мы обучаем их навыку адаптированной работы, понимать, что они участвуют в общем деле. Не переучивая их, мы используем то, что они могут делать.
Конечная цель - выйти с продукцией на свободный рынок.
Для родителей особых ребят важно другое - дети получили возможность быть в коллективе.
Елена Печенина, мама обучающегося в технологическом колледже №21:
- Это самореализация. То, что нужно всякому человеку, то, что очень важно. И в дальнейшем, я думаю, получатся рабочие места.
На сегодняшний день в 88 московских колледжах инклюзивно получают среднее профессиональное образование более 3000 юношей и девушек с ограниченными возможностями здоровья. К 2013 году учебные заведения дополнительно оснастят пандусами, лифтами и подъемниками, чтобы доступ к знаниям был беспрепятственным.
http://www.tvc.ru/AllNews.aspx?id=e78fc374-84bd-484c-97ae-d775334db271
20 апреля, 2012