В Нижнекамском муниципальном районе больше 56,5 тысячи детей, из них 938 – инвалиды. Все они нуждаются не только в лечении, но еще и в обучении – доступном и качественном. Этот вопрос в отношении детей с особыми образовательными потребностями стал главной темой обсуждения выездного заседания постоянной комиссии по социальной политике Нижнекамского городского Совета, которое состоялось в центре «Надежда».
По статистике Министерства здравоохранения Татарстана, которую на заседании привела директор Нижнекамского центра диагностики и консультирования Марина Кислицына, ежегодно в республике рождается лишь 4,3 процента абсолютно здоровых детей. Почти 91 процент новорожденных нуждается в активном наблюдении и проведении различных реабилитационных мероприятий.
Сегодня в Нижнекамске все дети, в том числе и те, что идут в детский сад, проходят диагностику у педагога-психолога. Таким образом, уже на ранних этапах развития можно выявить детей с ограниченными возможностями в обучении. По данным центра, среди таких мальчиков и девочек в возрасте до трех лет чаще всего специалисты выявляют нарушение зрения и опорно-двигательного аппарата. У малышей более старшего возраста чаще выражена задержка психического развития.
– Отклонений в развитии у малышей достаточно, – рассказала Марина Аркадьевна, – но в то же время нельзя не отметить того факта, что в последнее время стало гораздо меньше детей школьного возраста с речевой патологией и с патологией органов зрения. Я связываю это с активностью детских садов, хорошо выстроенной работой их специалистов. А вот школьников с умственной отсталостью становится больше.
По мнению Марины Кислицыной, связано это в основном с тем, что школьные психолого-педагогические консилиумы работают формально, врачи-психиатры поздно диагностируют заболевания у детей, но самая главная проблема – пассивность родителей, которая уже привела к тому, что на сегодняшний день из всех детей-инвалидов дошкольного возраста почти половина не посещает специальные учреждения. Среди школьников этот процент составляет 36.
О невысокой компетентности родительской общественности говорила в своем выступлении и начальник управления дошкольного образования Ландыш Софина. Она отметила, что если в логопедические, урологические и аллергические группы родители берут направления охотно, то, например, в детский сад №63, куда направляют малышей с нарушением интеллекта и задержкой психического развития, определять детей чаще всего отказываются, тем самым мамы и папы лишают своих чад специальной помощи медицинского, социального, коррекционно-педагогического направления.
– Неохваченными остаются не только дети-инвалиды, но и те малыши, возможности здоровья которых не позволяют находиться в детском саду весь день, – продолжила Ландыш Фанисовна. – Они могут проводить в дошкольном учреждении лишь 2-3 часа, и этого времени им будет вполне достаточно, чтобы пообщаться со сверстниками, получить консультации медиков и психологов, позаниматься с педагогами. В то же время бывает и такое, что вроде бы родители согласны водить на несколько часов ребенка в детский сад, но в дошкольном учреждении просто нет для него условий.
Чтобы решить эту проблему, Ландыш Софина предложила рассмотреть вариант создания в нескольких детских садах города групп неполного дня для детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблему обучения и социализации таких малышей вполне можно было бы решить, войди дошкольные учреждения Нижнекамска в программу «Доступная среда».
Создать дополнительные классы для обучения детей-инвалидов в разных школах города предложила и заместитель начальника управления образования Римма Сибгатуллина.
– Сегодня достаточно много детей с задержкой психического развития, – рассказала Римма Раисовна. – Классы для таких ребят есть только в школе №21. Этого недостаточно. Многие родители отказываются переводить в нее своих детей, ссылаясь на то, что школа находится далеко от дома.
Нередко складывается и такая ситуация, когда дети, нуждающиеся в обучении по программе коррекционных школ, не получают соответствующего образования. Они учатся в обычных школах, как результат – не могут усвоить программу. Отсюда неуспеваемость и непосещаемость, сложности в общении со сверстниками и родителями. Учителя не всегда могут оценить степень затруднения у таких учеников, а мамы и папы зачастую стараются не видеть проблем своих детей, не выполняют рекомендации медиков, неохотно обращаются к таким специалистам, как дефектолог, невролог, логопед.
К слову, вопрос кадров, а точнее, их нехватки, обсуждался на заседании углубленно. Сегодня детям с особыми образовательными потребностями помимо прочих специалистов необходимы консультации психоневрологов. На весь город и район их всего два. Ситуация патовая. Но решать ее все равно придется.
20 декабря, 2013