На днях в Смольном приняли программу «Создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге на 2013-2015 годы». Планируется, что к 2016 г. инвалиды смогут беспрепятственно пользоваться всей необходимой инфраструктурой
Сейчас в Северной столице 718 тыс. инвалидов - 15% населения. Устройствами, помогающими этой категории жителей, оснащено всего 30% соцобъектов. И хотя это почти вдвое больше, чем в среднем по России, в реальности город совершенно не приспособлен для этих людей.
Сергею Поюнову 52 года, в инвалидной коляске он с 2007 года. Это - последствия службы в армии, где мужчина охранял особо важные объекты в Москве. На посту отморозил конечности, после чего врачам пришлось ампутировать ему ногу.
- Первые годы я очень страдал из-за того, что стал инвалидом, - говорит Сергей. - Человек я активный и сидеть взаперти в четырёх стенах было для меня невыносимо. Даже пить начал.
Но горевал недолго, энергия и позитивный взгляд на мир не позволили упасть духом. Сергей начал выезжать на улицу, по Интернету выяснил, что в домах по соседству живут двое таких же, как он, инвалидов-колясочников.
- И я решил взять над ними шефство. Начал ребятам помогать адаптироваться в обычной жизни. Доставал для них продуктовые наборы. Сами они ни за что бы не догадались, что магазины предоставляют такую услугу инвалидам. Потом - вывозить их в театры. Для нас, инвалидов-колясочников, до недавнего времени работало социальное такси, мы платили лишь 10% от стоимости поездки, остальное - город. Жаль, что в последнее время эта услуга стала менее доступной. Ощущение, будто чиновники приговорили нас к пожизненному заключению. Подарил подопечным веб-камеры: удовольствие недорогое, но ребята вдруг оказались в центре событий! Они так изменились, из забитых одиноких изгоев превратились в общительных и весёлых парней.
Однажды Сергей со своим новым другом, больным ДЦП, решил прогуляться до центра.
- Подъезжаем мы к трамвайной остановке и видим: платформу построили так, что даже здоровому человеку приходится делать большой шаг вверх, колясочнику же вообще не въехать! И задумался я, что за несправедливость, инвалидам и так тяжело, так им ещё и десятки бытовых сложностей преодолевать приходится! Взял фотоаппарат и начал ездить по всем маршрутам социальных автобусов и трамваев. Сколько я насмотрелся! Остановки для инвалидов не приспособлены, специальные аппарели для заезда колясок сломаны. Многие водители-гастарбайтеры вообще не знают, что у них в кабине есть кнопочка, которая откидывает аппарель! А по итогам поездок стал выкладывать видеоролики в Интернет. Что тут началось! Для чиновников я теперь как заноза в одном месте. Ведь они уже потратили на доступность трамваев 55 миллионов. Получается, деньги были использованы нерационально.
Недавно Сергей официально стал экспертом по формированию безбарьерной среды в Петербурге. Ведь деньги для обустройства жизни инвалидов выделяются. Но оборудуют всевозможные пандусы, подъёмники и остановки общественного транспорта здоровые люди, которые не понимают, как удобнее человеку с ограниченными возможностями.
- Сейчас в Петербурге нет ни одного комплексно-доступного социального объекта, - уверен Сергей Поюнов. - Ведь у нас как делается: приварят к крыльцу пандус и объявляют, что объект стал доступен для инвалидов. А колясочник въедет на первый этаж и всё: дальше ходу нет. Вот построили в Невском районе на улице Чудновского прекрасный реабилитационный центр. Красота, удобство, все условия! А ни один автобус к центру не подъезжает. Колясочнику, чтобы туда добраться, нужно проехать несколько перекрёстков и одолеть 30-сантиметровые поребрики. Я закидал чиновников письмами и добился, чтобы 118-й автобусный маршрут делал остановку прямо у дверей учреждения. Или вот метро - вообще абсурд. Вход для колясочников есть только на станции «Парнас». И что, нам кататься под землёй и возвращаться туда же?!
Сегодня Сергей Поюнов не только работает экспертом, но и танцует, поёт в мюзикле, стал чемпионом Санкт-Петербурга по настольному теннису среди колясочников.
- Я абсолютно счастлив, хоть и прикован к коляске, - говорит Сергей. - Раньше вкалывал, зарабатывал деньги, света белого не видел. Но теперь я воспрял духом, занимаюсь тем, что нравится. И главное, я понял, что могу быть полезен людям. Собрал инициативную группу из инвалидов, и к нам начали прислушиваться. Глядишь, и Петербург действительно станет доступным и комфортным городом для таких, как мы.
Георгий Полтавченко, губернатор Санкт-Петербурга:
- Все театры, музеи, библиотеки у нас должны быть оборудованы соответствующей техникой, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя комфортно. Также необходимо в обязательном порядке ужесточить подход к принятию всех, без исключения, строительных объектов. И оценивать их, в том числе, с точки зрения готовности и адаптации к потребностям людей, которым сложно передвигаться. Если есть возможность привлечь к этой работе в рамках государственно-частного партнёрства бизнес, мы это будем делать. Город просто обязан помочь всем гражданам, чьи возможности ограничены.
Анастасия Етерскова, сотрудник ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ»:
- Сегодня отношение к инвалидам в городе меняется. Многие службы, компании, с которыми прежде не удавалось найти общий язык, теперь идут навстречу. Недавно наша ассоциация провела в «Пулково» тренинг с сотрудниками аэропорта по обслуживанию пассажиров с ограниченными возможностями. Поводом стал конкретный случай. В Санкт-Петербург на консультацию привезли мальчика со сложным нервно-мышечным заболеванием. В итоге взрослых и ребёнка долго не выпускали из самолёта, а затем оказалось сложным добраться и к парковке, где семью встречала наша машина. Мы написали жалобу. Представители аэропорта отреагировали оперативно и предложили организовать соответствующее обучение, чтобы подобные ситуации больше не повторялись.
Сейчас машина с соответствующим знаком может подъезжать к аэровокзалу прямо на первую линию, а в салон самолёта человека на коляске поднимает амбулифт. Решилась и другая проблема. Раньше инвалидов к вылету пропускали не как всех пассажиров, а через медпункт. Но они не больные! После семинара эти запреты сняли.
Елена Лозко, президент Федерации спортивных танцев на колясках в России, чемпионка мира:
Как человек, лично нуждающийся в доступной среде, хочу обсудить вопрос ответственности. Почему в городских автобусах и вагонах, где уже установлены выдвижные площадки для колясочника, такие платформы часто не действуют? Отчего строители делают пандус под углом 45 градусов, а сами по нему ни разу не спустились и не поднялись? Хотя деньги за «честную работу» взяли. Отчего, наконец, в городе до сих пор нет организации, в которую можно обратиться с просьбой установить пандус у подъезда?
Я самостоятельно передвигаюсь на инвалидной коляске, вожу машину, работаю. Возглавляю Федерацию спортивных танцев на колясках в России. Благодаря спорту побывала во многих странах. Видела разный уровень доступности инфраструктуры для инвалидов. И вот какой вывод сделала. Всё работает на 100%, если законы не только создаются, а строго контролируется их выполнение. Поэтому в той же Европе автолюбитель никогда не займёт парковку для водителя-инвалида. А если инвалид обратился в суд, то судья никогда не назначит слушание на пятом этаже в здании без лифта.
5 августа, 2013