Недавно на маршруты вышли новые автобусы и троллейбусы, оборудованные пандусами для инвалидных колясок. По крайней мере, об этом широко проинформировали горожан пресс-службы разных ведомств.
А коль так, «Комсомолка» решила выяснить, удобно ли инвалидам в таком транспорте и вообще, не пшик ли это?
Павел Русляков не понаслышке знает, как мало наши дороги и транспорт приспособлены для инвалидов. Павлу 23 года, и он с детства способен передвигаться только в инвалидной коляске. Зная реалии нашей жизни, когда даже обычный, не приспособленный для больных людей транспорт ходит по далёким от идеальных графикам, мы позвонили в диспетчерские службы транспортных компаний.
- Новые троллейбусы ходят по второму маршруту, пока что их 4, но через неделю будет 6, - сообщила девушка-диспетчер. Автобусные маршруты № 20 и 21 тоже укомплектованы новым транспортом.
- Да-да, все новые автобусы на линии, - сообщает нежный диспетчерский голос, - каждые полчаса отправляются с конечных.
- И в обед? - уточняем мы.
- Без перерыва.
Мы с Павлом встретились в 11:50 на Старом мосту, он ехал навстречу своим ходом. Колёса кресла-каталки вязнут в снегу. Далее Павла до остановки везу я. Катить коляску по обледенелым колдобинам - дело не из лёгких. Несмотря на снег и ветер, Павел одет легко - кожаная куртка, шапка голову не прикрывает.
- Я привычный, - смеётся Павел, - не замерзну. Да и автобус, наверно, скоро придёт. Наша цель - автобус 20-го маршрута, вышедший с конечной на Гагарина в 11.35. По нашим расчетам, через заснеженный город до нас - остановка «Стадион «Химик» в сторону Мигалово - ему добираться минут двадцать.
11.55 - автобуса нет.
12.05 - автобуса нет.
12.15 - нет.
12.25 - догадайтесь...
Автобус не проезжает ни в ту, ни в другую сторону.
Решили перейти дорогу и ждать на остановке у медакадемии.
Ждём. Автобусов нет.
Это «нет» растянулось на 25 минут. Мимо бредут прохожие, уткнулись носами в шарфы и воротники, не замечают ничего вокруг. С неба настойчиво падает снег.
О чём только не поговоришь на остановке в ожидании автобуса.
- Смотри, как глупо сделали, - кивает Павел, - расписание автобусов за скамейкой повесили, спинами закрывать будут.
Обсудили новые остановки. Припомнили, как нелепо их строили гастарбайтеры, растапливая снег горелками и вмуровывая основания в мёрзлый грунт.
Тем временем автобусов нет, а Павел без шапки. У него на плечах и голове собираются маленькие сугробы.
В 13.58 (прошло два часа с хвостиком!), когда ресницы покрылись инеем, а темы разговора, казалось бы, иссякли, показался автобус. Мы чуть не заорали «Ура»!
Но радость быстро померкла. Это был не тот автобус. Не специальный, а самый обычный. Но мы и такому уже были рады. Совместными усилиями мы с Павлом попытались закатить кресло в автобус.
Тут же нам на помощь ринулись две старушки. Они взялись за кресло и стали тянуть на себя. И почти синхронно схватились за поясницы.
- Стойте, мы сами, - в один голос кричим мы с Павлом, - себя поберегите. Тут подоспел мужчина средних лет из числа пассажиров. Он отстранил старушек, и мы вкатили в кресло в автобус.
- Как же так, - спрашиваем, мы у кондуктора, - диспетчера обещали спецтранспорт каждые полчаса? - Да они есть, - разводит руками женщина, - только немного их. Зеленые такие. Встаньте на остановке на Речном, может, из парка кто с обеда поедет.
Надежды мало, но мы решили дать тверскому транспорту последний тридцатиминутный шанс. Добравшись до остановки «Речной вокзал», мы ещё полчаса провожали грустным взглядом самые обычные автобусы. Среди них не было ни одного адаптированного для инвалидов.
- Пора бы уже домой, - Павел повернул ко мне бледное лицо, - может, в следующий раз повезёт. Я знаю, что они есть, может, и прокачусь в них когда-нибудь.
Комментарий транспортников
Заместитель директора Пассажирского транспортного предприятия № 1 Олег Марунов:
- Водителей не хватает, поэтому транспорт работает с полной нагрузкой утром и вечером (до 11 и после 14 часов). Так автобусы захватывают часы пик, а в обед большинство едет в парк. Чтобы не нарушать режим труда и отдыха17 января, 2013