Владивосток – город, полный препятствий для инвалидов. В этом уверена жительница краевой столицы Елена Павлиненко. Территория вокруг дома на Терешкова 7, где живут Елена и ее прикованный к коляске сын Сергей Павлиненко, для передвижения людей с ограниченными возможностями не предусмотрена. Высокие бордюры, лестницы, разбитый асфальт, - добраться куда-то сложно при всем желании. В автобус поднять сына перенесшая две операции мать не может. Хваленые муниципальные «Маны» рядом не ходят. На такси у семьи, живущей на две пенсии, по старости и инвалидности, денег нет.
Сегодня у Елены с Сергеем запланирована прогулка до ближайшей аптеки – пополнить лекарственный запас. Первое серьезное препятствие встречается уже у подъезда. В 2008 году дом был огражден высоким бордюром для борьбы со стихийными автостоянками, то и дело разворачивающимися под окнами жильцов. Бордюр стоит крепко, но возле крайнего подъезда уже пробита специальная дырка для проезда мам с колясками и Сергея Павлиненко.
- Владивосток – город препятствий, - грустно говорит Елена, поддерживая коляску сына. - Хочешь гулять – гуляй вокруг дома, но даже для этого тебе придется приспособиться.
На пути в аптеку Павлиненко нужно обойти соседний дом по адресу Терешкова 9, поднявшись по склону. Посередине склона заасфальтированный канализационный люк, полметра с каждой стороны от которого – это сплошные ямы и выбоины. Далее подъем сложен из-за возрастающей высоты и волн, которыми идет дорога. Глядя, как ловко и слаженно мама с сыном маневрируют по неровной поверхности, невольно вспоминаешь фильмы о гонщиках - езда на одном колесе для этой семьи далеко не проблема.
- Везде горки, лестницы, пандусов нет, а даже те, что есть – сплошное смертоубийство, - отмечает Елена. - По ним двигаться – полетит и колясочник, и сопровождающий. Вместо одного больного два появятся. Многие на свой страх и риск по дорогам ездят, водители, чаще всего, пропускают.
Выходим на дорогу. Сойти с нее невозможно опять же из-за повсеместных бордюров. Обочины занимают припаркованные машины. Если навстречу выезжает автомобиль, деться от него фактически некуда. Правда, понятливые водители сразу останавливаются, назад сдают, пропуская семью Павлиненко до очередного промежутка между припаркованным транспортом, чтобы те смогли подвинуться с проезжей части.
В аптеку Сергей не заезжает, ждет рядом. Крыльцо хоть и венчают металлические швеллера, коляске подняться по ним нельзя – слишком узкие. Рядом с аптекой стоит салон красоты и с десяток киосков, никаких подъездных путей ни к одному не предусмотрено.
Обратно по спуску Сергею двигаться уже легче, только успевай колеса вертеть да притормаживать. Правда, это только потому, что снега в эту зиму не было, так бы дорога превратилась в ледяную горку, для инвалида непреодолимую.
Для многих людей поход в аптеку, магазин давно стал чем-то обычным, ежедневным, незапоминающимся. В то время как для колясочника подчас это вынужденное путешествие, полное рисков и неожиданностей.
Как ранее сообщала «Приморская газета», с этого года в крае начинает реализовываться федеральная программа «Доступная среда», в рамках которой для людей с ограниченными возможностями организовывается свободный доступ к культурным, спортивным, административным и всем социально значимым объектам.
Для этого в 2014-2015 годах предусмотрено 238 млн руб., в том числе 153 млн - из краевого бюджета, 51 млн - из федерального. Теперь властям Владивостока придется за федеральные и краевые деньги делать то, что они, казалось бы, обязаны делать самостоятельно – обустраивать городскую среду для комфортного проживания всем без исключения жителям. Пока ни о какой доступной среде для инвалидов во Владивостоке речи идти не может.
http://primgazeta.ru/news/society/2014-02-20-vladivostok-gorod.htm
20 февраля, 2014