Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия

Руководители учреждений будут отвечать за их доступность для инвалидов

При входе в учреждение инвалида встретят специально обученные сотрудники. Они помогут найти нужного специалиста, решат вопрос с очередью, проводят к кабинету. Получение нужной человеку услуги станет проще. До конца года министерства и ведомства должны согласовать с минтрудом порядки обеспечения доступности для инвалидов своих подведомственных учреждений и расписать сроки, в которые должна уложиться такая "перестройка". Минтруд уже утвердил порядок, по которому должны работать учреждения в сфере труда, занятости, соцзащиты, пенсионного обеспечения. Документ вступит в силу 1 января 2016 года.

 

О том, какие изменения ждут инвалидов, "РГ-Неделе" рассказал замминистра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев.

– О необходимости создания удобных условий для жизни инвалидов говорится много лет, есть программа "Доступная среда", многое уже сделано, это видно. Что же изменится с 1 января?

Григорий Лекарев: Ваши читатели хорошо знают, что Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Это еще раз доказывает приверженность страны идее равенства и инклюзии инвалидов в жизнь общества. Условия доступности необходимо сформировать в очень многих сферах: это должны сделать и федеральные органы исполнительной власти, и региональные власти, и муниципалитеты. И, конечно, к этому процессу необходимо подключить бизнес. Вспомним скандальную историю с выдворением из кафе девушки-инвалида - это, конечно, запредельный случай, но столкнувшись с таким, тем более понятно, что исключений ни для кого быть не должно.

Такую системную работу заложил федеральный закон N 419, который вступит в силу в 2016 году. До сих пор многие отраслевые ведомства ограничивались, если честно, декларативными нормами, а в жизни эти благие пожелания не осуществлялись. Теперь порядки обеспечения доступности с абсолютно конкретными требованиями и критериями будут приняты для всех видов транспорта, учреждений культуры, информации и связи, здравоохранения, образования, торговли, общественного питания, физкультуры и спорта, одним словом, во всех сферах нашей жизни. Мы затрагиваем и пенитенциарную систему - среди заключенных порядка 23 тысяч человек с инвалидностью, создавать нормальные условия жизни предстоит, в том числе, и для них. Причем важно, что все эти порядки должны согласовываться с министерством труда. Потому что, во-первых, мы понимаем, что нужно инвалидам и как это обеспечить, и во-вторых, мы привлекаем в качестве экспертов общественные организации инвалидов. Чтобы не ошибиться и ничего не упустить.

– На что конкретно смогут рассчитывать инвалиды, придя, например, в службу занятости или Пенсионный фонд?

Григорий Лекарев: Речь идет не только о физической доступности объектов, но и об условиях доступности в сфере услуг. Мало обеспечить свободный вход внутрь помещения, перемещение внутри, навигацию. Необходимо, чтобы вопрос, с которым приходит человек, решался для него максимально просто, вне зависимости от того, приехал ли человек на коляске или у него нарушения слуха и зрения. Причем доступность начинается еще за стенами учреждения: документ требует обеспечить возможность парковки и посадки в автомобиль на прилегающей территории. До сих пор этот вопрос решен далеко не везде.

Следующий момент - сопровождение инвалидов внутри здания. Особенно это касается незрячих, которым трудно ориентироваться в незнакомом месте. Этот вопрос вполне решаем, если мы закрепляем за кем-то из сотрудников обязанность сопровождения инвалидов. Надо только их подготовить, провести инструктаж.

– Это будут дополнительные трудовые обязанности?

Григорий Лекарев: Да, именно так - дополнительные обязанности, закрепленные в должностной инструкции. Мы переводим такую помощь из сферы морального долга, делаем ее обязательной. Еще важный момент: обязательный допуск в здание собаки-проводника. Утверждена форма документа, подтверждающего обучение собаки-поводыря. Это позволит снять административные барьеры для инвалидов по зрению.

– Обычному человеку даже представить сложно, с какими трудностями сталкивается глухой или слепой. Пообщаться с чиновником, заполнить документ - без помощника не обойтись.

Григорий Лекарев: Мы закрепили оказание инвалидам помощи в доступном для них формате. Это и оформление документов, и общение с использованием жестового языка, если речь о глухом человеке. А для слепых все документы, которые висят на стендах, памятки, справочники должны быть продублированы на шрифте Брайля.

– Решения отличные. Но требуют немалых затрат. А что, если учреждения все это просто проигнорируют? Ну, так, как нередко случалось до сих пор.

Григорий Лекарев: Конечно, все сразу сделать невозможно. Например, обустроить парковки, пандусы, удобные лифты в старых зданиях приказ требует при проведении капремонта. А при строительстве новых - все это обязательно уже при проектировании. Что касается организационных моментов, за обеспечение доступности, создание условий теперь отвечают непосредственно руководители организаций. Считаю, это правильно, потому что в противном случае даже самые хорошие и правильные решения остаются на бумаге.

– И как скоро должны произойти все изменения?

Григорий Лекарев: Конечно, заставить всю страну жить по новому порядку сразу, за один день, мы не сможем. Изменения должны происходить поэтапно. Будут разработаны "дорожные карты" с вполне конкретными сроками, с учетом особенностей каждого учреждения и финансовых возможностей.

В первую очередь должны перестроиться учреждения, где инвалиды бывают часто: МСЭ, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, протезно-ортопедические предприятия. Еще важно: в каждом учреждении будет утвержден паспорт доступности, и в нем отражено: вот это уже сделано, это есть, а вот с этим еще будем работать. Паспорт должен обновляться, исходя из того, какие барьеры уже устранены, какие работы выполнены.

– Видимо, подготовленный Минтрудом порядок может служить образцом и для остальных ведомств?

Григорий Лекарев: Конечно. Остальные ведомства разрабатывают аналогичные документы, которые, повторю еще раз, согласовывают с нами, чтобы, условно говоря, не изобретать велосипед и избежать ошибок.

Например, минтранс должен принять пять порядков: по доступности воздушных перевозок, железнодорожных вокзалов и вагонов, морских портов, внутреннего водного транспорта, городского общественного транспорта. Минкультуры тоже примет несколько порядков: по доступности библиотек, музеев, объектов культурного наследия. Отдельная тема - субтитрование и тифлокомментирование кинофильмов. Министерство культуры отберет лучшие фильмы для этих целей.

– А как включить в это хорошее дело коммерсантов - банки, аптеки, кафе?

Григорий Лекарев: Что касается бизнеса, и это вполне решаемо. Мы подготовили обращение к нашим регуляторам. Центробанк, например, не так давно выпустил рекомендацию для банков, к которой, думаю, они не смогут не прислушаться. Торговля, включая те же аптеки и общественное питание, - это сфера регулирования минпромторга.

В законе четко прописано, что такое дискриминация инвалидов. Теперь у них появилась возможность защититься, если их куда-то не пускают или ограничивают. Предпринимателей это дисциплинирует

– И все-таки: как избежать скандалов, подобных тому, что произошел в Нижнем Новгороде с сестрой Натальи Водяновой?

Григорий Лекарев: Знаете, отношение к инвалидам в обществе становится более правильным, и сфера частного бизнеса - не исключение. Тем не менее в законе мы четко прописали, что такое дискриминация по признаку инвалидности, и зафиксировали положение о ее недопустимости в России. Раньше такого подхода у нас не было. Почему мы так сделали? Понятно, что никогда не написать исчерпывающих инструкций на все случаи жизни. У нас то не пустили аутистов в дельфинарий, то выставили девочку из кафе. На днях вот на аттракцион кого-то не пустили - тоже резонансная история. Поэтому и прописали такую норму, чтобы у инвалидов было "оружие" против такого поведения бизнеса. Теперь, когда их по причине инвалидности к чему-то не допускают, к любой услуге, к любому объекту, это интерпретируется как нарушение их прав. Значит, инвалид получил возможность защититься, в том числе в суде, получить моральную и материальную компенсацию. Может, это не самый легкий путь, я согласен. Но прецеденты, которые появятся, плюс общественный резонанс обязательно начнут работать. Это предпринимателей дисциплинирует. Я в этом убежден.

http://www.rg.ru/2015/10/08/lekarev.html

11 октября, 2015