Максим, спасая людей из пожара, получил травму колена. Ехал мимо горевшего дома и кинулся внутрь. Спас 5 человек, конструкции дома обрушились. Пережил множество операций. Свою инвалидность не считает роком, женат, воспитывает двухлетнего сына, водит машину и профессионально занимается парусным спортом. Максим представляет на соревнованиях паралимпийскую сборную России. Среди членов команды спортсмены из Воронежа, Владивостока.
– Я первый раз в Пскове, - рассказывает нам Максим. - Это очень чистый город, исторический, тут красиво и очень много храмов! Даже здесь, около гребной базы, стоит монастырь и невооруженным глазом видно еще три церкви. У нас, в Москве и области, такого не сохранилось.
Обычно у нас пытаются что-то узнать про яхты и что-то открутить: «а что это, откуда и сколько стоит». А ведь мы спортсмены и приехали сюда гоняться! Здесь даже дети к нам относятся очень вежливо, да и вообще легче ко всему относятся. Не было вопросов вроде «А вы, правда, инвалид? Настоящий? А что у вас болит? А где вы получили травму?», ведь это основные проблемы общения с инвалидами.
– Сколько лет вы в спорте?
– В профессиональном парусном - четыре, я достиг КМС. А до этого занимался водным поло и получил второй взрослый разряд.
– Что подтолкнуло вас к занятию яхтингом?
– Сложно сказать. У меня есть друг, он переходил Атлантику вдвоем на яхте, по легенде - даже ходил под парусом на Южный полюс… А после того как я стал инвалидом, он начал активно привлекать меня в этот вид спорта.
Я начинал с такого маленького тазика класса «Оптимист», которые сегодня соревнуются, было очень смешно смотреть, как я пытался туда поместиться.
А еще это неплохой смысл жизни. Часто ли вы встречаете инвалидов на улице? По статистике, большая часть из них сидят дома, ведут асоциальный образ жизни и не занимаются реабилитацией.
А я – спортсмен, у меня есть семья, которая сопровождает меня на всех соревнованиях. Это неплохая возможность и себя показать, и мир посмотреть.
Да и скоро мой сын вырастет, и между «Мой папа инвалид» и «Мой папа яхтсмен», согласитесь, есть разница.
– Как ваша семья относится к занятиям профессиональным спортом?
– Неоднозначно. Ведь в большинстве случаев нам мокро, очень часто холодно и физически тяжело. В принципе, семье все нравится, но она сама не готова участвовать. Они профессиональные болельщики.
– Чему научили вас занятия спортом?
– У нас в мире очень многие инвалиды - социальные паразиты. Они мыслят так: «Мне надо это и вот это, подайте, принесите, уступите место». А в лодке, посередине водоема, ты не можешь себе позволить этого. Снизу вода, а сверху ветер — это стихии, и ты никогда не докажешь им, что ты бедный и несчастный. Ты учишься преодолевать себя и бороться со стихией. Ведь даже сейчас, в дождь, не хочется, но надо, а назавтра обещают такой же прогноз.
У нас был смешной случай во Франции, когда регату с обычными людьми остановили, а комиссия, которая занималась паралимпийцами, приняла решение, что мы должны соревноваться. И соответственно, здоровые яхтсмены сидели в баре и смотрели, как паралимпийцы ломали мачты и рвали паруса на воде.
Спорт - неплохой смысл жизни, как я уже говорил. Да без всего этого мне было бы скучно.
– Говорят, что в парусном спорте основная сложность идет даже не из-за физической нагрузки, а из-за того, что нужно хорошо соображать, и фактически, приходится решать задачи по физике и вспоминать знания географии. Так ли это?
– Ну, «шахматы на воде» - это довольно избитое уже выражение…
Представьте, что вы едете на машине и у вас непрерывно меняются марка топлива, тип двигателя и способ управления. И когда вы думаете, что поворачиваете вправо, то на самом деле поворачиваете влево. Постоянно меняется ветер, он никогда не дует в одну сторону. Есть волны, они бывают от шторма до абсолютной глади. Есть течение, а оно тоже неоднородное! Это все влияет на лодку.
А ваши противники борются с точно такими же проблемами. Кто сумел использовать все эти нюансы лучше, тот и победил. Но есть еще и тактика - кого-то задавить, кого-то не пустить… Выходит, помимо сражения с природой есть еще сражение с соседями по регате.
Надо просчитывать все на пять ходов вперед вплоть до того, под каким углом стартовать. Взял чуть больше угол - проиграл. Это тот же урок физики по угловым скоростям. Ну и, конечно же, присутствует математика.
– Почему нужно вовлекать в яхтинг детей?
– Знаете, в «Фейсбуке» ходит одна красивая картинка: Приводите своих детей в яхтинг, и они никогда не попробуют наркотики. Вообще существует особый пласт людей, которым не нужно воровать, употреблять наркотики и прочее, потому что их объединяет тяга к парусам и к морю. Опять же это дает ощущение индивидуальности. У всей нашей императорской фамилии были свои яхты, это как бальные танцы, как умение играть в гольф - даже если это не твое, тебе никто не мешает это оставить.
А также в качестве некой школы мужества, взаимовыручки… Мы свои проблемы решаем одним коллективом, сообща. Без скидки на то, у кого чего болит и чем это все может закончиться. И в том же самом Кривске все друг другу помогают. Да, потом на старте начнется борьба и страшное рубилово, но это уже будет на воде.
И конечно, это неплохой смысл жизни!
Я приведу свой пример. До того как я стал инвалидом, я 20 лет занимался скаутингом - это работа с детьми в походах, в условиях палаточного лагеря. И у всех, кто занимался этим со мной, есть хорошее образование, карьера, семья. А у ребят, которые ничем заняты не были, а просто шатались по улицам, у них ниже запросы и к себе, и к жизни.
– Кто вы в обычной неспортивной жизни?
– Я специалист в инвестиционной компании, финансист. Спортом занимаюсь в нерабочее время.
– Какие качества, на ваш взгляд, развивает занятие парусным спортом?
– Упрямство, выносливость. А вообще, если у человека с двенадцатью заповедями все хорошо, то и спорт выкует из него что-то совсем замечательное. Ну а если с «Не убий и не укради» проблемы, то человек сломается и просто уйдет из спорта. Здесь нет места крохоборству, жадности.
Знаете ли, очень сложно, сидя в лодке, красть у самого себя.
– Что пожелаете подрастающему поколению яхтеров?
– Не сдаваться!
Впервые спортсмены паралимпийской сборной России выступили в 2006 году именно на Псковской регате. Здесь прошел первый чемпионат России по парусному спорту среди спортсменов с ограниченными возможностями. Все десять лет паралимпийскую сборную возглавляет Сергей Московцев.
– Для наших паралимпийцев псковская вода стала не только первой, но и родной. А в этом году еще и юбилейной, - рассказал генеральный директор Псковской регаты Алексей Груненышев.
http://pravdapskov.ru/rubric/85/13824
20 июня, 2016