Он напомнил, что в рамах реализации «дорожной карты» «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 г. № 1144-р, Минтруд России поручил создать в каждом регионе Координационный (совещательный) орган при высших органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, а также утвердить планы работы.
По его словам, анализ информации, поступившей от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, показал, что в настоящее время Координационные советы созданы лишь в 26 регионах, еще в 45 регионах идет процесс их формирования. Планы работы приняты в 17 регионах, в 15 регионах они находятся в стадии разработки и согласования.
«Это крайне мало. Я попрошу ускорить работу в этом направлении, – подчеркнул замминистра. – Мы должны абсолютно четко понимать, как мы будем реализовывать Указ Президента и поэтапно достигать показателей по увеличению НКО в сфере оказания социальных услуг».
Алексей Вовченко отметил, что Минтруд России совместно Минэкономразвития России провел анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и выявил ряд барьеров для полноценного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций на рынок социальных услуг.
«Мы подготовили рекомендации для дальнейшего совершенствования механизма привлечения НКО к оказанию услуг в сфере социального обслуживания граждан, которые необходимо было учесть при доработке и реализации данных нормативных правовых актов, – рассказал Алексей Вовченко. – Прежде всего эти чрезмерные ограничения касаются первого шага по обеспечению доступа организаций на рынки – это включение организаций в реестр поставщиков».
Так, например, в региональном законодательстве устанавливаются требования к соответствию работников требованиям профессиональных стандартов, обязательность применения которых работодателями не установлена федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, или же требования соответствия НКО национальным стандартам Российской Федерации, хотя действие федерального закона от 27 декабря 2012 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» не распространяется на стандарты социальных услуг в сфере социального обслуживания.
Кроме того, в качестве ограничений, препятствующих доступу НКО на рынок соцуслуг, Алексей Вовченко отметил установление требований к сроку регистрации юридического лица. При этом требование о включении в реестр поставщиков социальных услуг информации об опыте работы поставщика за последние пять лет не подразумевает ограничения для включения в реестр организаций, чей опыт работы составляет менее пяти лет.
«Речь идет лишь о предоставлении сведений об опыте работы в течение пяти лет. Есть опыт, поставщик эти сведения представляет, нет опыта, значит, декларирует, что опыта не было, – отметил замминистра. – Это серьезное ограничение, и почему-то очень большое количество субъектов его практикуют».
Еще один барьер – установление требований к принятию поставщиком социальных услуг обязательств по предоставлению всех видов социальных услуг по одной из форм социального обслуживания. По словам Алексея Вовченко, «федеральный закон об основах социального обслуживания не содержит ограничений по включению в реестр организаций, оказывающих лишь одну или несколько конкретных социальных услуг, по одному или нескольким конкретным видам социальных услуг».
Кроме того, информация о поставщиках услуг и содержании услуг представляется с несоблюдением условий доступности и удобства поиска для ее потребителей. С целью информирования получателей социальных услуг о возможном выборе поставщиков социальных услуг Алексей Вовченко призвал региональные власти:
· обеспечить доступность реестров на сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания и оперативное обновление данных в реестрах;
· реализовать техническую возможность поиска поставщиков социальных услуг в реестре по видам услуг, в том числе по конкретным услугам, и формам обслуживания, по географическому положению поставщика, по видам нуждаемости и категориям получателей;
· обеспечить доступность информации для получателей социальных услуг, в том числе при составлении индивидуальных программ социального обслуживания, о возможности выбора поставщика социальных услуг.
Также регионам рекомендовано проанализировать тарифы на услуги в сфере социального обслуживания. «Мы рекомендуем органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при установлении тарифов на оказание социальных услуг гражданам исходить из принципа их определения на основе экономической обоснованности тарифов. Причем вы должны учитывать анализ деятельности как государственных, так и негосударственных учреждений», – сообщил замминистра, подчеркнув, что тариф для государственных и негосударственных учреждений должен быть единым.
Алексей Вовченко призвал региональные власти проанализировать порядки возмещения средств социально ориентированным некоммерческим организациям по результатам оказания соцуслуг. «По нашему мнению, срок, в который возмещаются расходы негосударственных поставщиков, не должен превышать один месяц. Есть же порядки, которые до полугода устанавливают этот срок. Причем это никак не связано с бюджетным процессом, – обратил внимание он. – Поэтому я прошу крайне тщательно проанализировать свои нормативные правовые акты, тарифы и реальную возможность допуска и участия НКО в сфере оказания социальных услуг».
Справочно:
По официальным данным Росстата, общее число негосударственных организаций социального обслуживания граждан возросло с 95 в 2013 году до 223 в 2015 году.
По информации, представленной в Минтруд России субъектами Российской Федерации, в реестр поставщиков социальных услуг по состоянию на второй квартал 2016 года включено 547 негосударственных поставщиков социальных услуг. Из них 170 коммерческих организаций, 377 некоммерческих организаций, в том числе 253 социально ориентированных организаций.
Негосударственными организациями предоставляются социально-медицинские, социально-психологические, социально-бытовые, социально-педагогические, социально-экономические, социально-трудовые, социально-правовые услуги, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала.
К числу регионов, имеющих лучший региональный опыт по оказанию социальных услуг населению с использованием негосударственных организаций, относятся Пермский край, Ставропольский край, Московская область, Тюменская область, Новосибирская область, г. Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
Во исполнение Указа Президента РФ от 8 августа 2016 г. № 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг» принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 г. № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания».
В указанный перечень вошли услуги, оказываемые как в соответствии с базовым (отраслевым) перечнем государственных (муниципальных) услуг (работ) по виду деятельности «социальная защита граждан» в части социального обслуживания граждан, так и услуги, которые могут оказываться в рамках региональных программ развития системы социального обслуживания граждан, в том числе негосударственными организация социального обслуживания граждан.
Указанное постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.
17 ноября, 2016