М.Топилин: Мы считаем, что важнейшей целью социальной политики Российской Федерации является занятость инвалидов, возможность зарабатывать себе на жизнь трудом в соответствии с выбранной профессией и полученными знаниями. Очень важно, что раскрытие таких возможностей всё в большей степени влияет на мотивацию молодых людей.
Мы исходим из того, что этой проблемой нужно заниматься с самого раннего возраста, со школы, с детских лет, и вообще показатель корректного трудоустройства инвалидов является, наверное, результирующим во всей работе по реабилитации инвалидов, по включению инвалидов в активную деятельность наравне со всеми нашими гражданами.
Действительно, всего лишь 25% инвалидов в трудоспособном возрасте сегодня имеют работу. В последние годы мы предпринимали значительные усилия, в том числе по оказанию помощи субъектам Российской Федерации в этом направлении, но нам представляется, что эта работа должна перестроиться и исходить не из элементарного субсидирования, а стать системной и приобрести стандартный характер, когда мы наблюдаем инвалида начиная со школы, с профориентационной работы, с обучения и с его трудоустройства.
Мы ставим перед собой задачу к 2020 году удвоить занятость инвалидов и для этого подготовили соответствующие предложения.
Безусловно, ключевой проблемой для лиц с ограниченными возможностями является то, что они имеют проблемы со здоровьем, ограничения в этой связи. Мы, постоянно работая в рамках программы «Доступная среда», выявляем барьеры с точки зрения образовательного процесса.
Пока проблемной остаётся тема, связанная с вакансиями, рабочими местами для инвалидов. Не полностью ещё решена проблема доступности, в том числе транспортной доступности рабочих мест. Поэтому, когда мы говорим о решении проблемы занятости инвалидов, это всё носит комплексный, многоступенчатый характер, который связан далеко не только с вопросами трудоустройства.
Первое, что необходимо учитывать, – это особенности самих инвалидов. Мы с этого года запустили такой проект, как федеральный реестр инвалидов. Он сейчас начал работать, разворачиваем его деятельность. Мы заполнили реестр практически всеми данными о лицах с ограниченными возможностями. И в перспективе он будет базой данных и инструментом для того, чтобы люди могли получать в том числе услуги по различным реабилитационным направлениям и по трудоустройству в удобной для себя форме. До создания реестра инвалидов мы практически не обладали сводными данными о том, сколько у нас инвалидов, с какими ограничениями жизнедеятельности. То есть мы знаем, сколько у нас инвалидов первой, второй, третьей группы, но этого недостаточно, чтобы работать персонифицировано по различным технологиям с лицами, у которых есть нарушения слуха, нарушения с передвижением.
Для этого мы подготовили приказ, в соответствии с которым для работодателей и для всех органов исполнительной власти установлены требования к рабочим местам применительно к инвалидам: какие требования устанавливаются для инвалидов по зрению, какие для инвалидов по слуху, какие для лиц, передвигающихся в креслах-колясках. Это позволит единообразно – конечно, с учётом отдельных особенностей – подходить к созданию специализированных рабочих мест.
Мы знаем, что из тех инвалидов, которые поступают в средние специальные и высшие учебные заведения, в лучшем случае 50% оканчивают эти учебные заведения и ещё меньше трудоустраиваются. Сейчас мы вместе с Министерством образования готовим мероприятия, связанные с тем, чтобы максимально адаптировать как сами учебные заведения, так и учебный процесс. Очень важно, что в рамках программы «Доступная среда» на 2017 год выделяется из федерального бюджета почти 2 млрд рублей, чтобы продолжать адаптацию школ, средних специальных учебных заведений и высших учебных заведений. Школы мы приспосабливали и в прошлые годы, приспособили практически 20% школ. Что касается средних специальных и высших учебных заведений, работа только начинается и требует продолжения. Мы исходим из того, что к 2020 году до 90% инвалидов должны трудоустраиваться после окончания учебных заведений.
О механизме квотирования. Сегодня этот механизм, к сожалению, действует зачастую формально. В органах на местах не следят за тем, как формируются квоты. Мы проанализировали ситуацию: практически везде это происходит. То есть формально квоты выделяются, но связи между тем, какая потребность в рабочих местах и как выделяются квоты работодателями, практически нет.
Поэтому мы предполагаем подготовить изменения в законодательство, с тем чтобы сделать этот механизм более гибким для работодателя. Мы исходим из того, что это будет не дополнительная нагрузка на работодателей, а более гибкий механизм, при котором если работодатели по тем или иным причинам не могут (в связи с технологическими особенностями) предоставить рабочие места и такой потребности у инвалидов нет, то можно было бы подумать о механизме компенсационных выплат. Сейчас эта работа ведётся. Мы исходим из того, что этот механизм надо скорректировать. По нашим оценкам, около 800 тыс. квотируемых рабочих мест в принципе должно быть в стране, исходя из тех нормативов, которые сегодня установлены.
Очень важным инструментом работы является то, что мы с 2016 года впервые уже в законодательном режиме обеспечиваем взаимосвязь между всеми участниками процесса реабилитации инвалидов и медико-социальной экспертизой. Уже второй год в автоматическом режиме вся информация с характеристиками и особенностями инвалидов попадает из медико-социальной экспертизы в учреждения занятости, здравоохранения, образования, культуры. Эти учреждения должны вырабатывать соответствующую траекторию действий применительно к каждому инвалиду, исходя из его особенностей. Это всё будет находить отражение в реестре инвалидов. То есть мы переходим от общей работы к точечной работе с каждым конкретным гражданином.
О портале «Работа в России». Мы, действительно, создали там специализированный раздел, сейчас в нём 70 тыс. рабочих мест. Но этого совсем недостаточно, и в проекте плана мероприятий мы ставим задачу, чтобы на портале «Работа в России» к 2020 году было до 200–250 тыс. рабочих мест для инвалидов. Это очень важная информационная поддержка этой категории граждан.
И о теме сопровождения. Действительно, мы, исходя из лучших практик, которые существуют в мире, предлагаем поправки в закон о занятости. Такой законопроект уже практически готов, согласован со всеми субъектами Российской Федерации, уточняется технология работы, вводится услуга сопровождаемой занятости.
Причём это можно делать в рамках действующих бюджетных средств, просто эту работу надо наладить исходя из единства технологий. Потому что для инвалида необходима проработка маршрута как до места работы, так и на территории работодателя; нужны в отдельных случаях (далеко не во всех) мероприятия по оснащению специализированного рабочего места; рабочий график, распорядок работы может быть особенным, и освоение трудовых функций, помощь в нахождении на работе тоже может потребоваться.
И здесь мы исходим из того, что необходимо будет привлекать институт некоммерческих организаций. Сейчас этот опыт во многих регионах есть, и это будет не увеличение численности работников службы занятости, а именно расширение возможностей некоммерческих организаций.
Мы подготовили проект плана по этому направлению деятельности, его осталось досогласовать с федеральными органами исполнительной власти, и мы его готовы в ближайшее время внести, с тем чтобы достичь показателей, о которых я сказал в своём докладе, и решить те задачи, которые Вы поставили в своём вступительном слове.
10 марта, 2017