После тяжёлых операций ставропольчанка Лидия Нечитайлова продолжает радовать своим творчеством
Несколько лет назад в сердечно-сосудистом отделении Ставропольской краевой больницы врачи в очередной раз спасли жизнь Лидии Нечитайловой. После сложной операции на сердце пациентка несколько дней приходила в себя. Восстановление шло трудно, настроение было подавленное. Но однажды в ее серые больничные будни ворвалась звонкая казачья песня.
Пели, казалось, прямо во дворе. Лидия Веналеевна выглянула в окно - и ахнула: на площадке устроили концерт ее подруги из ансамбля «Огонек». Баянист развернул меха, а коллектив в полном составе, пританцовывая и прикрикивая задорное «Ий-и-их!», исполнял ее любимые песни.
Нечаянные зрители, высунувшись из окон больничных палат, хлопали в ладони и подпевали артистам. А виновница «серенады» смеялась и плакала одновременно. Всю свою непростую жизнь она радовала людей доброй песней, и в трудную минуту песня вернулась к ней, чтобы поддержать и утешить...
Инвалидность по болезни сердца Лидия Нечитайлова получила в 23 года. Дала о себе знать напряженная жизнь - голодное и холодное военное детство, эвакуация, жизнь в бараках, тяжелая работа в поле...
Как ни трудно было жить, вечерами домашние собирались в кружок и пели песни. Лида была заводилой, пела, плясала, участвовала в самодеятельности. Мимо бараков проходила трасса Москва – Баку, по которой шла военная техника. Иногда военные останавливались передохнуть, и Лида пела для них, получая взамен бесценное вознаграждение - хлеб, сахар, сухое молоко.
После школы девушка устроилась на работу арматурщицей на арматурный завод. Первые же заработанные деньги отправила домой. А вскоре и вовсе осталась в семье за старшую - ее мать умерла, оставив на руках вчерашней школьницы 12-летнюю сестренку и полуторагодовалого братика. Семья жила так бедно, что пришлось разломать бричку: из досок сделали гроб, из дышла - крест.
Из продуктов в доме оставалось полмешка кукурузы, и маленькая осиротевшая семья распалась: младших детей забрали в интернат, а у старшей жизнь превратилась в бесконечную борьбу за выживание.
Она бралась за любую работу, в 17 лет вышла замуж. Муж Федор был веселый, хозяйственный, а Лида ему под стать - работящая, успевала и по дому, и по хозяйству, трудилась поваром на консервном заводе, выучилась на бухгалтера, вырастила двух дочерей, а еще - никогда не расставалась с песней. У нее был сильный и звонкий голос, в Чечне и Осетии песни в исполнении Лидии Нечитайловой звучали по радио и телевидению.
Лидия Веналеевна не боялась самой трудной работы. Расставшись с мужем, она девять лет работала вахтовым методом на Крайнем Севере при морозах в -50оС. Дома, на юге, каждые выходные и каникулы забирала брата Толика из интерната, сестра Люда гостила чаще.
Теперь младшая дочь Лидии Люба живет в Сибири, считается лучшим воспитателем детского сада Красноярского края, старшая Рая осела на Украине, а их мама, героиня нашего рассказа, вот уже 16 лет, как переехала в Ставрополь.
И здесь она не рассталась с песней. Несколько лет была солисткой в ансамбле «Искра» под руководством Александра Карташова при городской организации Всероссийского общества инвалидов (ВОИ). Затем перешла в ансамбль Владимира Сущенко «Огонек» - тот самый, что устроил для нее «серенаду» под больничными окнами.
Лидия - активная участница литературного объединения «Надежда» при городском ВОИ. Стихи она пишет с детства, в них - вся ее жизнь: военное детство, трудная юность, рабочие будни, нежность к близким и любовь к родине, которая простерлась для Лидии Веналеевны от суровых северных просторов до солнечных кавказских гор и бескрайних ставропольских степей.
Людмила СЫПИНА,
член Союза журналистов России
http://www.opengaz.ru/issues/13-505/serenada_pod_bolnishnimi_oknamy.html
7 апреля, 2012