Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия
На предыдущую страницу

Белгородский народный мастер обучает детей-инвалидов ручному ткачеству на бердышках

Белгородский народный мастер обучает детей-инвалидов ручному ткачеству на бердышках

В Белгородском государственном музее народной культуры открылся цикл мероприятий интерактивно – выставочного проекта «Мастера Белогорья».

Уникальное творчество

Никто в Белгородской области до Марины Ивановны подобным видом творчества не занимался. После обучения в мастерской традиционного ручного ткачества на Всероссийских курсах повышения квалификации, она стала увлеклась ткачеством поясов на бердышках. С её лёгкой руки ремесло начало появилось в нашем регионе. Его развитию она способствует и до сих пор: занимается организацией выставок, обучением самодеятельных авторов.
На вопрос, почему именно пояса стали объектом её работ, мастер отвечает так:

– Сказать о том, что пояс был необходимой деталью традиционного русского костюма – значит не сказать ничего о той важной роли, которую он играл во всей традиционной русской культуре. Пояс сопровождал человека всю жизнь. Свой первый пояс младенец получал при крещении, а иногда и раньше, он считался знаком принадлежности к социуму и оберегал от зла. В традиционном сознании факт снятия пояса понимается как выход человека за рамки человеческого.

Сам процесс плетения пояса очень прост. Для его изготовления необходимо лишь бёрдышко и нити разных цветов. Бердышко – это деревянная пластина, по её центру проходит линия, в которой сделаны отверстия двух видов – продольные и круглые, количество которых произвольно. Благодаря им одни заправленные нити оказываются вверху, другие – внизу. Его можно сделать и самому из тонкой дощечки или плотного картона. Нити поочередно продеваются в отверстия: одна нить в прорезь, другая – в круглое отверстие между прорезями и так далее. С одной стороны все нити прикрепляются к кольцу, с другой стороны – к палочке. Кольцо и палочка присоединяются неподвижно к каким-либо предметам – ручке окна, спинке стула. Нити должны быть одинаково хорошо натянуты. Затем бердышко рукой опускаем вниз. Все нити, продетые в продольные прорези, поднимаются вверх, а нити в круглых отверстиях остаются внизу. Между верхними и нижними нитями опять вводим нить. Таким образом, перемещая бердышко рукой вверх и вниз, мы поочередно поднимаем две группы нитей, а челночок, проходящий в центре, образует пояс.

Концы готового пояса желательно украсить кисточками или бубенчиками, всё зависит от того, кому плетется пояс, необходимо учитывать пол и возраст человека. Что касается цветов, то они должны быть насыщенными. Наиболее распространенным цветом в поясах является красный, а также сочетание всех оттенков красного и зеленого по белой основе. Цвета поясов должны быть яркие, контрастные, но при этом не пестрые.

Сейчас работы Марины Ивановны экспонируются в Белгородском государственном музее народной культуры, Белгородском государственном историко-краеведческом музее, районных и школьных музеях. Мастер награждена знаками Министерством культуры СССР «за достижения в культуре».

«Для ребят их первая работа – это победа над собой»

Рядом с экспонатами мастера можно увидеть работы и ее учеников. Ребята создают пояса, закладки, чехлы для телефонов, коврики, приобщаются к традициям народного творчества. Марина Ивановна является сотрудником по изобразительному декоративно-прикладному творчеству Центра народного творчества и параллельно со своей основной работой ведёт занятия в детской студии «Сокол». Занятие проходят с детьми, которые имеют проблемы со здоровьем. По словам мастера, детки занимаются с удовольствием, ждут ее каждый вечер с нетерпением. На встречах школьники ткут, устраивают русские народные праздники, выставки своих работ. Как правило, группа состоит из детей разного возраста, поэтому те, кто постарше, помогают малышам. Для ребят их первая работа – это победа над собой, её хочется всем показать, похвалиться плодом своего творчества перед родителями, сверстниками. Кроме того, что занятия воспитывают командный дух, учат детей помогать друг другу, они развивают трудолюбие, глазомер, внимание, моторику пальцев. Такая моральная и психологическая поддержка позволяет малышам с проблемами со здоровьем преодолеть чувство неполноценности, одиночества, оторванности от жизни.

Создавая при помощи мастера тканое полотно на архаичных приспособлениях, участники мастер-класса постигают прошлое и переносят его в настоящее, перенимая секреты старинных ремесел.



http://www.chr.aif.ru/society/article/50718

1 октября, 2012