Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия

«Безбарьерное» пространство

Дело случая: что пришлось пережить инвалидам в аэропорту «Абакан»?

Про доступную среду, безбарьерное пространство для инвалидов и прочие блага цивилизации, предназначенные для того, чтобы облегчить их жизнь, в Хакасии в последнее время говорят много. Особенно накануне выборов. На деле же все обстоит далеко не так, как докладывают чиновники, и даже не так, как представляют себе обычные люди.

На днях в редакцию «ШАНСА» обратилась председатель регионального отделения «Всероссийского общества инвалидов» и рассказала о том, что их делегации пришлось пережить в аэропорту «Абакан». Эта история – не что-то из ряда вон выходящее, подобное может случиться абсолютно с каждым.

Так ли хорошо?

Председатель хакасской республиканской организации «Всероссийское общество инвалидов» Вера Туник даже спустя несколько дней не может до конца прийти в себя. До этого случая она и не могла предположить, что к инвалидам в республике настолько плохо относятся.

В августе Вера Ивановна повезла знакомую многим в республике Дину Бурнакову — девушку из села Верх-Аскиз Аскизского района, которая заняла первое место в региональном этапе конкурса «Минута славы» – в Москву, на всероссийский фестиваль «Вместе мы можем больше». О молодой и подающей надежды певице «ШАНС» писал в сентябре 2012 года: выпускница абаканского музыкального колледжа даже толком не успела поработать в должности художественного руководителя, как случилась беда. Два года назад она попала в ДТП. После долгого обследования врачи вынесли диагноз: перелом позвоночника. С тех пор ходить она не может.

– Когда мы покупали билеты, предупредили, что с нами (Вера Туник и сопровождающий Дины – «ШАНС») летит инвалид-колясочник I группы, – рассказывает председатель общества. – Нас успокоили: никаких проблем не будет.

Однако на самом деле все было хорошо лишь до тех пор, пока делегация не подошла к трапу самолета.

– Это было 22 августа, рейс 124, – вспоминает Туник. – Женщина подвела нас и сказала: «Ну, вот и все, поднимайтесь». Столько раз летали, а с подобным столкнулись впервые.

По словам председателя общества инвалидов республики, обычно в аэропортах людей с ограниченными возможностями, которые сами не могут подняться в самолет, поднимают либо на специальных устройствах, а если таковых не имеется – специально обученные люди. Но в Абакане, как оказалось, нет ни того, ни другого. Делегации четко дали понять: желанием загружать девушку в салон никто не горит.

Стоит отметить: Вера Туник сама является инвалидом второй группы и, соответственно, участвовать в подобном «мероприятии» физически бы не смогла. А что касается сопровождающего Дину молодого человека, то ему одному провернуть всю эту «операцию» было, прямо скажем, сложно, да и опасно: по трапу самолета – это ж не по проспекту!

– Россия подписала конвенцию ООН, благодаря чему она четко взяла на себя определенные обязательства по отношению к таким людям. И как после этого мне слушать спокойно такие вещи? – не понимает председатель. – Разве в нашем аэропорту, который имеет статус международного, о таких вещах не знают?

Точка кипения

После нескольких минут «препираний» сотрудники аэропорта позвали мужчину, по виду напоминавшего грузчика.

– Он нам сказал: «Коляску-то мы погрузим», – а про девушку промолчал. Нет, нас не оскорбляли, но нам четко дали понять: больным, которые самостоятельно не могут передвигаться, стоит сидеть дома и никуда не летать, – делает вывод женщина.

Ситуация сдвинулась с «мертвой точки» только после того, как терпение у обеих сторон закончилось и времени до вылета осталось совсем немного. В итоге два сотрудника аэропорта подняли девушку на борт, а там уже сопровождающему пришлось проносить ее между рядов и усаживать на свое место.

Для сравнения, в Москве подобных проблем ни по прилету, ни по отлету не было: жителей Хакасии встретили с улыбкой, помогли спуститься, получить багаж. В общем, весь комплекс требований, предъявляемых к обслуживанию пассажиров с ограниченными возможностями здоровья, был выполнен.

Но стоило на следующий день им приземлиться на хакасской земле, как «гостеприимство» вновь «полилось» через край.

– Мы прилетели в хорошем настроении, гала-концерт удался, Дина выступила в Храме Христа Спасителя, пообщались со множеством хороших людей, но в итоге все впечатления были снова испорчены, – рассказывает Туник. – Мы очень долго ждали, пока нам помогут спуститься. Но это оказалось «мелочью». На этот раз подошли три грузчика, и началась старая песня: нам заявили – спускать девушку никто не будет, потому как им за это не платят и, соответственно, они не обязаны этого делать.

Об эмоциональном состоянии «виновницы» этого конфликта и говорить не стоит.

– Она опустила голову, покраснела и еле сдерживала слезы, – вспоминает Вера Ивановна. – Понимаете, когда человек оказывается в таком положении, он не хочет быть обузой. Но по-другому в этой ситуации никак. Мы решили идти до конца и посмотреть, что же будет дальше.

После того, как работники аэропорта поняли, что от них все равно не отстанут, они помогли девушке спуститься по трапу. Но на этом, как ни странно, история не закончилась. Подошедший к самолету автобус оказался с высоким порогом. То есть инвалиду без чьей-либо помощи на него снова не подняться. Пришлось в очередной раз вызывать рабочих, которые, естественно, уже были не в самом добром расположении духа. Ситуация повторилась и после того, как транспорт остановился у здания аэропорта.

– И тут, как бы «смешно» это ни было, нам снова пришлось искать грузчиков. Возмущенная всей ситуацией, я отправилась в справочную и попросила пригласить начальника по перевозкам. Но, прождав 15 минут, поняла: говорить со мной никто не хочет. Специалист так и не вышел, – говорит Туник. – После всего этого я не могу понять, как наш аэропорт получил статус международного, если в нем творится такое безобразие? Неужели руководство не понимает, что подобное отношение автоматически портит облик хакасской столицы. Для чего тогда так стараются и глава Хакасии, и глава города? А если бы на нашем месте оказались инвалиды-иностранцы, не говорящие на русском языке? Обидно, досадно и очень стыдно.

Все в «ажуре»

Эту ситуацию «ШАНС» изложил начальнику службы организации перевозок аэропорта «Абакан» Юлии Стрелковской, которая о столь неприятном инциденте от нас услышала впервые.

– От пассажиров никакой подобной претензии не поступало, – сразу заявила Юлия Юрьевна. – Перевозкой инвалидов у нас занимается служба организации перевозок совместно с представителем. Если инвалид вылетает, то вызывается автобус. Пассажир с ограниченными возможностями всегда летит в сопровождении, которое необходимо для того, чтобы помочь ему по перемещению на перроне и в местах, где нет сотрудников службы. В самолет в нашем аэропорту инвалида поднимают грузчики, поскольку в настоящее время у нас нет технических средств для того, чтобы поднять человека на борт. У них это прописано в должностных обязанностях. Подобное мы практикуем уже давно. Что касается коляски, то она убирается в багажное отделение и достается по прилету. Закупка специальной техники входит в планы аэропорта, но это вопрос времени.

Как уверяет Стрелковская, подобная схема в аэропорту «Абакан» никогда не давала сбоев.

Почему же в этот раз все вышло с точностью до наоборот — загадка. Остается лишь надеяться, что с подобным отношением инвалиды столкнулись в первый и последний раз. Иначе о каком развитии воздушного транспорта в Хакасии может идти речь, если здесь возникают проблемы, с которыми во всем мире успешно справляются уже не один десяток лет?

 

 

 

 


http://shans-online.com/articles/2013-09-17/bezbarernoe_prostranstvo/

17 сентября, 2013