Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия
На предыдущую страницу

Быть при деле: есть ли в Севастополе хорошая работа для инвалидов?

Быть при деле: есть ли в Севастополе хорошая работа для инвалидов?

14 апреля в городском Центре занятости прошла традиционная ярмарка вакансий для инвалидов – людей, испытывающих трудности в поиске работы. Порядка 15 предприятий города – государственных и частных – предоставили квотные рабочие места для горожан с ограниченными возможностями.
Информация на стендах предлагала широкий спектр специальностей: требовались воспитатели в детские сады, медперсонал, инженеры на предприятия промышленности и городского хозяйства, специалист по закупкам, машинисты и водители в структуру ЧФ РФ, ассистенты стоматолога, администраторы гостиниц, заведующие аптеками, повара и педагоги-организаторы.

Работодатель обязан подать квоты на рабочие места для инвалидов

По словам директора ГКУ Центр занятости населения (ЦЗН) Светланы Рендак, встречи работодателей с потенциальными сотрудниками проводятся два-три раза в год. Согласно российскому законодательству, работодатели обязаны ежегодно предоставлять квоты на рабочие места для инвалидов. Для этих целей предусмотрена система государственной финансовой поддержки предпринимателей.
«Существует порядок, который утверждается постановлением правительства РФ на каждый год. Порядка 74 тысяч рублей выделяется работодателю в Севастополе на оборудование специального рабочего места. Средства уже выделены, сейчас будет работать комиссия в этом направлении», — рассказала Рендак, добавив, что в прошлом году таким образом было субсидировано создание 12 рабочих мест для инвалидов.
Статья 21 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» устанавливает, что предприятия с численностью работников не менее 35 человек обязаны предоставить квоты в размере 3%, со штатом свыше 100 человек — в размере 2—4% от среднесписочной численности работников. В переводе на рабочие места получается в среднем одна и три вакансии соответственно.
По информации руководителя Центра занятости, на сегодня в Севастополе порядка 360 предприятий и учреждений подали сведения о наличии рабочих квот для инвалидов.
Разброс предлагаемых на ярмарке заработных плат, по сведениям Светланы Рендак, колеблется в пределах от минимального размера оплаты труда до 20—25 тысяч рублей в месяц, например, на должности бухгалтера предприятия. Но таких предложений немного.
«Многое зависит от работы и от работодателя. Превалирует, конечно, неквалифицированный труд с минимальной зарплатой. Но именно там можно найти работу на временную занятость и укороченный рабочий день», — отмечает директор Центра занятости.

Поиск работы – это тоже работа


Светлана Рендак сообщила со ссылкой на Пенсионный фонд Севастополя, что в городе проживает чуть более девятнадцати тысяч инвалидов всех категорий и возрастов. По отчетам, предоставляемым предприятиями в Центр занятости, трудоустроены из них более трех тысяч инвалидов. По результатам медико-социальной экспертизы, работоспособными считаются более 7000 тысяч севастопольских инвалидов с разной степенью ограничений.
«Работодатели просят, хотят трудоустроить инвалидов, но не всегда мы можем подобрать их. Не все готовы работать», — говорит директор ЦЗН.
Рендак отмечает, что задача Центра — помочь людям с ограниченными возможностями сориентироваться в многообразии предложений и помочь найти подходящую по условиям, специфике и режиму занятости профессию каждому инвалиду. «Поиск работы – это тоже работа», — подчеркивает она.
Сегодня, продолжает Светлана Рендак, практически отсутствует предложение работы на дому. Кроме того, не каждый работодатель идет на то, чтобы обеспечить инвалида временной занятостью на несколько часов в день.
«Мы призываем работодателей подавать вакансии, где есть возможность нестандартного трудоустройства – отдаленно, на несколько часов и так далее», — сказала она.
Предлагаемые сегодня на рынке труда вакансии для инвалидов могут не подходить потенциальным сотрудникам по разным параметрам. Например, представитель ООО «Завод ЖБИ №1» Виктория рассказала, что единственная вакансия предприятия – уборщик территории – по условиям труда не интересна женщинам, а по зарплате не подходит мужчинам.
«Естественно, вакансия больше для мужчин, потому что нужно быть постоянно на ногах. Девушкам не очень интересна эта вакансия, а мужчины все-таки хотят получать больше, кормить семью и работать на других должностях», — говорит сотрудник завода, уточняя, что условия труда можно подкорректировать под индивидуальную программу реабилитации.

Работодатели боятся брать инвалидов на работу


Непросто проходит и процесс межличностного взаимодействия работодателей с потенциальными сотрудниками. Однако, по словам заместителя председателя Севастопольской региональной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Ирины Петриченко, если первые ярмарки были еще непонятны по формату, инвалиды и работодатели сторонились друг друга, то сейчас общение налаживается.
Но зачастую те вакансии, которые работодатель готов предоставить людям с ограниченными возможностями, — это либо низко квалифицированный, либо неквалифицированный труд, к тому же низко оплачиваемый.
«Это не значит, что инвалиды не хотят работать. У всех людей с инвалидностью есть противопоказания. Многие люди получили травмы, перенесли тяжелые заболевания. Они имеют опыт работы хорошо оплачиваемой, высококвалифицированной. Естественно, они не хотят идти на неквалифицированный труд. А предложений почти нет. Часто работодатели просто боятся брать инвалидов, и вакансии дают явно, чтобы просто отписаться», — говорит Петриченко.
В такой ситуации, считает она, задача общественных организаций — объяснять работодателям специфику работы с инвалидами, чтобы страх ушел.
«Люди с инвалидностью сами боятся своего статуса. Многие даже скрывают, потому что знают, что статус инвалид ставит преграду. Победить сразу этот страх невозможно», — убеждена общественница.
Ирина Петриченко также отметила, что раньше в Севастополе существовало пять предприятий, где 50% работников составляли инвалиды. В российском законодательном поле для этих предприятий льгот нет, и они распались.

Такого в Севастополе еще никто не делает


Были на ярмарке и необычные предложения. Например, индивидуальный предприниматель Игорь Стигунов открывает собственное производство объемных фигур из пенопласта в 3Д-формате. Говорит, стать первооткрывателями нового вида услуг предлагает именно инвалидам, потому что давно сотрудничает и поддерживает местное общество людей с ограниченными возможностями.
«Такого в Севастополе еще никто не делает. Я буду первый. Я еще не открылся. Оборудование приходит в конце апреля, и в начале мая мы начнем производство», — делится планами предприниматель.
Игорь Стигунов с удовольствием рассказывает о новой для города идее. Блеск в глазах выдает по-настоящему увлеченного делом человека.
«Я впервые это увидел на континенте и очень сильно загорелся, проанализировал. Там это направление набирает очень активно обороты. Буквально за полгода много фирм открылось по производству этой продукции. Но все они однобокие: какие-то цеха делают только для строителей украшения на здания, кто-то работает только в рекламе, кто-то на сувенирной продукции. Я хочу охватить все направления в производстве», — рассказывает он.
Чтобы запустить в скором будущем производство, предпринимателю требуются оператор ЭВМ для компьютерной разработки объемной фигуры и два специалиста на обслуживание станков, где изделию придадут завершенный вид. Игорь Стигунов отмечает, что кандидаты, которые подошли ему по формату, тоже заинтересовались вакансией.
«Оператор ЭВМ может работать на дому. Я ему даю задание, какие фигуры нужно сделать в 3Д-формате, он их делает и скидывает мне», — уточнил он.
Назвать оптимальную заработную плату, признается предприниматель, пока сложно, но добавляет, что в Краснодаре работники такого цеха в среднем получают 30—35 тысяч рублей в месяц. Стартовое предложение в Севастополе по зарплате составляет 10 тысяч рублей при занятости на полный рабочий день.

Заниматься тем, что нравится

Как выяснилось, люди с ограниченными возможностями приходят на ярмарку в поисках работы по разным причинам. Конечно, главное – это возможность заработка. Но многим хочется и нормального человеческого общения, профессиональной реализации, привычного ритма жизни, быть, что называется, при деле.
Среди посетителей ярмарки было немало тех, кто впервые пришел на мероприятие такого формата и только присматривается. Например, Татьяна Петровна — военный пенсионер, 25 лет отдавшая службе на Военно-Морском Флоте России. Ей присвоена инвалидность третьей группы: из-за позвоночной грыжи женщина не может поднимать ничего тяжелого.
После выхода на пенсию, рассказывает Татьяна Петровна, хочется заняться тем, что когда-то нравилось, но по стечению жизненных обстоятельств так и не было реализовано.
«Я в свое время училась по медицинской специальности и на повара заканчивала. Правда, времени уже много прошло с тех пор. Поскольку посвятила себя службе, нужно освежить знания, подучиться», — говорит она.
Основная причина, побудившая ее искать работу, вовсе не финансовая (размер пенсии позволяет существовать безбедно), а желание заниматься любимым делом. Однако работодателей отпугивает даже не инвалидность, а возраст и отсутствие опыта работы по специальности.
«Не хочу дома сидеть, хочу заняться тем, что нравилось. Я готовить люблю, много готовлю дома сама. Я согласилась бы и помощником повара поработать, чтобы поучиться немного. Но не берут. Возраст такой уже, почти 58 лет. Больше молодые востребованы», — признается Татьяна Петровна.

Полина Ласькова

http://sevastopol.su/news.php?id=86256

18 апреля, 2016