В 2025 году в России будет отмечаться 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. В конце ноября эксперты СДС ВОИ Дмитрий Мирошников, Лилия и Вячеслав Тихоненко вместе с директором «Туристической фирмы Ильиной» Натальей Волковой, председателем Белгородской региональной организации ВОИ Анатолием Франковским и представителем Белгородской региональной организации ВОС Александром Овсянниковым протестировали тур в музей «Битва за оружие Великой Победы» в знаменитой Прохоровке, пройдя от места парковки перед музеем «Третье ратное поле» до точки питания в кафе «Привал».
Как отметили эксперты, на парковке общего доступа с момента прошлого экспертного тура парковочное место для автотранспорта инвалидов так и не появилось. Высокий бордюр без съезда оказался серьезным барьером для эксперта, передвигающегося на кресле-коляске, справиться получилось только совместными усилиями.
Путь по территории преградили тактильно-контрастные плиты, положенные хаотично. Недоумение у представителя ВОС вызвало размещение плит, запрещающих движение вперед как раз перед пешеходным переходом.
«Не хватило наземных ориентиров для незрячих и слабовидящих, чтобы пройти от доступного входа на территорию к зданию музея. Поперечные уклоны величиной явно более нормативных на пути следования от парковки ко входу на территорию тоже создавали сложность при движении. Мы представили, как опасно будет передвигаться, когда они в межсезонье покроются льдом и станут ледяной горкой», – поделилась Лилия Тихоненко, эксперт СДС ВОИ.
Но внутри музея гостей ждала интереснейшая экскурсия, которая сгладила неприятные ощущения от дороги. Однако и к экспозиции были замечания. Для погружения в историческую действительность сложных военных времен в музее использовался приглушенный свет. И это стало серьезным барьером для слабовидящего экскурсанта.
«Здесь нужно искать баланс между включаемым освещением и своевременным ненавязчивым сопровождением людей с нарушениями зрения. Подсветка некоторых экспонатов тоже оказалась ниже требуемой для их комфортного восприятия. К сожалению, не хватило и тактильных ощущений, которые дарят целый спектр эмоций, особенно для слабовидящих людей. Для них же в экскурсию следует включить ряд элементов тифлокомментирования, дополнив ими сигналы электронной указки. Не было субтитров на видеоматериалах, которые демонстрировались в залах. А некоторые экспонаты оказались расположены слишком высоко для человека на кресле-коляске», – продолжила эксперт.
Эксперты обобщили впечатления и сформулировали замечания о доступности музея для туристов с разными формами инвалидности: для слабовидящих, для людей с инвалидностью по общему заболеванию, для людей, передвигающихся на кресле-коляске. Сделали вывод, что при участии сурдопереводчика экскурсия будет доступна для глухих и слабослышащих людей, а также определили оптимальную численность инклюзивной группы и возможные нозологии экскурсантов, которые смогут участвовать в одной экскурсии, не мешая друг другу. Отдельная проблема – доступный транспорт для туристических поездок, точнее, его отсутствие.
«Теперь мы проработаем все элементы экспозиции, которые следует адаптировать, и предложим рекомендации по проведению инклюзивных экскурсий. А то, что такие экскурсии очень нужны, ясно уже сейчас!» – заключила Лилия Тихоненко.
Материал из Белгорода показывает: организация инклюзивного туристического маршрута отнюдь не ограничивается установкой пандусов и оборудованием доступного санузла. Чтобы не потратить впустую силы и средства, для его разработки следует привлекать квалифицированных экспертов. Таких, как эксперты СДС ВОИ «МИР, ДОСТУПНЫЙ ДЛЯ ВСЕХ».
По информации Белгородской областной организации ВОИ
20 декабря, 2024