Участниками акции «Ощути, чтобы понять» стали обычные горожане и ребята из Общественной молодежной палаты. ВИПы, которые получили приглашение сесть в инвалидную коляску, прийти, видимо, постеснялись. В итоге в свободные кресла сели проходящая мимо пенсионерка, оператор ГТРК, председатель молодежной палаты и корреспондент нашего автораздела Андрей. Путешествие целиком выдержал один из «молодежки».
От здания Сбербанка, через дорогу от мэрии, вышла кавалерия: инвалиды-колясочники с волонтерами за спиной, журналисты, прельстившиеся красочностью «картинки» и мамочки с колясками. Решено было двигаться от Сбербанка вверх, к проспекту Карла Маркса. Первой же преградой лежал наклоненный бордюр под высоким градусом. Заехать на него самостоятельно никому не удалось. Съехать решился лишь один человек – Рустам – не побоявшись маневрировать задними колесами, он едва удержал коляску. Прямо по курсу были многочисленные лестницы. Нарушив все правила движения, люди устремились «в горку» между припаркованными и едущими автомобилями на улице имени газеты «Правда». Водители осторожно объезжали транспорт, не осмелившись сигналить.
Забравшись на тротуар вдоль проспекта, члены Правобережного общества инвалидов направились в рейд по местным магазинчикам. Первый – «Каменный цветок». Несколько ступеней. Женщина Нина, изо все сил крутя колеса руками в беспалых перчатках, отчаянно пыталась попасть внутрь. Волонтер приподнял колеса и силой толкнул кресло. Нина оказалась внутри.
Путь по тротуару это несложно. Преодоление бордюров – уже другое дело. Проехав ларек с мороженым, колясочники и присоединившиеся к ним мамочки с малышами в своих транспортных средствах, застопорились на съезде с одного бордюра и на въезде в другой. С помощью волонтеров они прошли через дорогу и свернули влево, к аптеке. Изнутри выглянули молодая девушка и женщина. Фармацевты наблюдали, как на «рельсы» пандуса с лестницей взбирается коляска. Небольшие передние колеса кресла не вставали в рельсы. Колеса детской коляски тоже оказались уже пандуса. Растерянные сотрудники аптеки, смущенно улыбаясь, оправдывались, что «сделаем, как нужно».
К пиццерии «Танго-пицца» и магазину «Магнит» вел неровный тротуар. Колеса то и дело застревали в дырках асфальта. Чтобы попасть в «Магнит», нужно было перейти дорогу. Путь преграждал бордюр. С другой стороны – лестница. Но если ухитриться повернуть влево и потом сразу вправо – бордюр можно объехать.
«У самого «Магнита» хороший пандус, – делится впечатлениями представитель общества Константин Чудецкий. – Но мы доступность места определяем не только за счет пандуса, но и за счет пути. А здесь к нему сложно попасть».
«Я по себе ощущаю, что годы идут, а здоровье лучше не становится, – признался председатель Правобережного общества инвалидов Алексей Рогалин. – Возможно, скоро самому придется пересесть в кресло. И я представляю, насколько буду ограничен в передвижениях».
Алексей Васильевич отмечает, что все можно преодолеть, конечно. Но какая это тогда доступная среда?
«Сегодня мы вручим два сертификата, скажем спасибо, что о нас подумали, – продолжает Рогалин. – Но что толку, если есть пандус, до которого не добраться? Нужны оборудованные парковки, пешеходные дорожки».
Женщина по имени Нина рассказала, что заметила доступного в Тюмени и Екатеринбурге. В Ебурге, в новых районах, были магазины с кнопкой вызова продавца, а в Тюмени в обыкновенных автобусах инвалидов водитель встречал у двери, вручную выдвигая пандус.
Наш корреспондент Андрей отказался от помощи и с первого наклоненного бордюра выехал сам. На второй попытался заехать, но колесо застряло в яме. Он развел руками и, приговаривая, насколько это тяжело, поднялся с кресла.
«Никто не застрахован от того, что может стать инвалидом, временно или на всю жизнь, – задумчиво рассуждал после поездки Андрей. – Мы представили ситуацию, когда обычный человек потерял способность к ходьбе, и опыт нас шокировал. Насколько город не дружелюбен для передвижения таких людей, и даже мамочек с колясками! Любая смена покрытия от асфальта к плитам, от плит к асфальту, несет другое усилие. Ты должен каждый раз приспосабливаться к тому покрытию, по которому едешь. Это огромная нагрузка на руки, особенно, когда не привык. Я иногда помогал себе ногами. Признаюсь».
31 июля, 2015