16 мая 2017 года в Сыктывкаре обсудили проблемы инклюзивного образования. Конференция организована Коми Республиканской организацией Всероссийского общества инвалидов.
Цель конференции - проведение открытого профессионально-педагогического обсуждения актуального состояния, выявление и распространение социальных и образовательных практик, отражающих опыт внедрения и развития инклюзивного образования, а также определения путей его развития.
Участие приняли 236 участников из 15 муниципальных образований Республики Коми.
В рамках программы конференции прошло пленарное заседание и дискуссионные площадки по следующим направлениям:
• Практическая реализация инклюзивного образования в Республике Коми (90 участников, 15 выступающих)
• Обеспеченность кадровыми ресурсами инклюзивного образования (58 участников, 13 выступающих)
• Повышение эффективности социального партнерства в области инклюзивного образования (54 участника, 10 выступающих)
Конференция собрала неожиданно много участников – более 230 человек. Самые разные стороны заинтересовались темой инклюзии – родители, педагоги, психологи, чиновники от образования, представители школьной администрации, депутаты Государственного Совета Коми, уполномоченные по правам ребёнка и человека, представители различных общественных организаций. Тема волновала многих и, поскольку выступить на конференции мог каждый, впервые в полный голос было услышано родительское сообщество. Родители высказали свои «за» и «против» по поводу инклюзии, озвучили свое мнение о том, как должна быть построена система инклюзивного образования, а также назвали причины, тормозящие ее развитие.
Конференция, организованная общественниками, проходила при поддержке Правительства Коми. Власти взяли на себя решение большинства организационных вопросов. Приветствия в адрес конференции прозвучали от депутата Государственной Думы, члена Центрального штаба ОНФ Ольги Савастьяновой, заместителя Председателя Правительства Республики Коми - министра образования, науки и молодежной политики Республики Коми Натальи Михальченковой, уполномоченных по правам ребёнка Нэлли Струтинской и правам человека Надежды Быковской.
Следует отметить, что докладчики не столкнулись с противоречиями или противоположными оценками ситуации, связанной с развитием системы инклюзивного образования. Взгляды на современные проблемы инклюзии в Коми во многом совпали. И в сельских районах, и в городах трудности те же. Отсутствие межведомственного, межсекторного, междисциплинарного взаимодействия, единого координирующего органа, ресурсного центра, разработанных адаптивных программ, квалифицированных кадров не позволяют развиваться качественной инклюзии. Сейчас тему инклюзии с трудом и по отдельности постигают родители, чиновники, социальные работники. Педагоги в Коми не имеют специальной подготовки.
Всё это не позволяет включить особого ребенка в систему, созданную изначально для нормативных детей. Изменить ситуацию невозможно без реформы профессиональной переподготовки. К приему детей с инвалидностью не подготовлены и школы – в них по-прежнему нет доступности, отсутствуют тьютеры и сопровождение.
Как считают участники конференции, решать проблемы нужно объединив усилия всем – чиновникам, профессиональному и родительскому сообществу, общественности.
Участники озвучили предложения по изменению ситуации: создать координационный Совет по инклюзивному образованию при правительстве Коми, сформировать реестр потребностей особых детей. В муниципалитетах нужны ресурсные центры, при школах – школьные консилиумы. Очень важны доступность школ, подготовка тьютеров, просвещение социума и активизация родительского сообщества.
Резолюция конференции "Инклюзивное образование. Опыт. Проблемы. Взаимодействие"
1. Предусмотреть введение учебных дисциплин по социальной и образовательной инклюзии в основные образовательные программы среднего и высшего профессионального образования педагогического, психолого-педагогического и психологического направлений.
2. Проводить популяризацию идей инклюзивного образования с активным привлечением СМИ, в том числе через организацию конкурсов педагогического мастерства.
3. Обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, реализующих образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов на различных уровнях инклюзивной образовательной вертикали, в том числе специалистов, владеющих методами социокультурной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью на постоянной основе.
Предложения к резолюции по дискуссионной площадке «Эффективность социального партнерства и межведомственного взаимодействия в области инклюзивного образования»
1. Создание рабочей региональной модели межведомственного взаимодействия по вопросам образования и социального сопровождения детей с ОВЗ в рамках Координационного совета при Правительстве Республики Коми;
2. Создание ресурсного центра, возможно, на уровне муниципалитета (Управление образованием администрации г. Сыктывкара) по организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ как единый методический центр. У Центра должен быть свой интернет-ресурс, к которому подключены все учебные заведения республики и психолого-медико-педагогические консилиумы, и комиссии. Появление в школе/детском саду ребёнка с ОВЗ или выявление ребёнка на ПМПК обязывает учреждение зарегистрировать этого ребёнка на ресурсе (с учётом норм Закона о защите персональных данных). Регистрация каждого ребёнка подразумевает в том числе описание его образовательных потребностей, определённых в рекомендациях ПМПК. Также на этом ресурсе должны регистрироваться специалисты, которые занимаются с этим ребёнком. Таким образом, создаётся банк потребностей в разрезе места проживания, возраста, организаций и специалистов, работающих с ребёнком.
3. Организация обучения специалистов-тьюторов и социального сопровождения, ассистентов, в том числе организация образовательных онлайн-курсов (что значительно сэкономит бюджетные деньги) по современным методикам, таким, как прикладной анализ поведения, методы невербальной коммуникации, обучение социальным навыкам, навыкам самообслуживания.
4. Организация онлайн-консультаций для специалистов (особенно из отдалённых населённых пунктов).
5. Методическая помощь специалистам в разработке адаптированных образовательных программ и программ социального сопровождения детей с ОВЗ с публикацией примеров программ на интернет- ресурс.
По информации Коми Республиканской организации Всероссийского общества инвалидов.
22 мая, 2017