Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия

Какая недоступная «доступная среда»

Вопреки бравым отчётам властей Севастополя и их решимости бороться с проблемами инвалидов в городе, сложности по-прежнему существуют и их немало. Это и «доступная среда», которая таковой является скорее номинально. Это и сложная процедура закупки средств реабилитации. Это и проблемы с трудоустройством. И многие другие, с которыми ежедневно сталкиваются инвалиды.

Недоступная «доступность»
 
Наше издание многократно писало о причалах для катеров, которые долгие годы не могут оборудовать для удобства инвалидов. После одной из недавних публикаций региональное отделение Общероссийского народного фронта и транспортная прокуратура обследовали причалы города. Выясняли, доступны ли они для инвалидов.

Как выяснилось, занести на катера инвалида-колясочника, не утопив его, весьма проблематично. К примеру, в катер от Артиллерийской бухты до Северной стороны по трапу не то что заехать – даже зайти с детской коляской рискованно: большой перепад между бортом катера и причалом, невозможность заехать на судно из-за качки – реальная проблема для инвалидов.
«На катер без посторонней помощи инвалиду не заехать, хотя есть приказ Министерства транспорта РФ, в котором содержатся требования к перевозчику: инвалид должен заезжать в транспорт, в том числе и на катер, без посторонней помощи», – отметил Виктор Кулиш, председатель региональной организации Всероссийского общества инвалидов и активист ОНФ. «Мы трап устанавливаем только во время шторма, и он для инвалидов не предназначен», – это услышал ОНФ от команды севастопольского катера.

Проблема недоступности касается не только катеров. Слабые подвижки в организации доступной среды в городе отметил сопредседатель регионального штаба ОНФ Владимир Немцев. «Наши общие проблемы – нет пандусов у государственных учреждений, аптек, многофункциональных и расчётных центров. Ситуация за год практически не изменилась. Пандусы появляются, но они почти все не соответствуют углу наклона и носят больше отписочный, формальный характер. Угол наклона такой, что даже нормальному человеку там не подняться», – пояснил Немцев. По его мнению, в таких вопросах важно всё же отойти от формализма и повернуться к инвалидам лицом.

Инвалид-колясочник Александр Сидельников среди проблем доступной среды отметил полное отсутствие «доступной среды» на главной площади Севастополя – площади Нахимова. А ведь с неё тысячи людей начинают путешествие по городу. Там, по словам Сидельникова, инвалидам невозможно без посторонней помощи добраться к катеру, въехать на площадь, осмотреть Графскую пристань.
«По всему периметру высокие бордюры – и ни один бордюрный камень так до сих пор и не установлен для удобства колясочников. Когда закладывали эту площадь и тротуары, была просьба сделать на тротуарах понижения, чтобы можно было подъехать хотя бы к колоннам Графской пристани. Но это не сделано, и так длится ещё с 2008 года», – подчеркнул Александр Сидельников.
По его словам, сегодня ситуация слабо меняется. При ремонте дорог не предусматривается создание доступной среды, а то, что создаётся, больше напоминает видимость действий. Например, заезд в детскую поликлинику на улице Ленина. Члены ОНФ отметили, что там сделали рельсы для колясок – но если везти по ним инвалида или ребёнка, его можно просто уронить на тротуар.

Нет доступной среды даже в департаменте труда и социальной защиты населения Севастополя, где проходил «круглый стол» властей и общественных организаций инвалидов. Инвалиды забирались на третий этаж здания без лифта, который давным-давно сломан. Не удивительно, что в ходе «круглого стола» очень острым было обсуждение именно «доступности» Севастополя для инвалидов.

К их мнению не прислушиваются
 
Другой проблемой, обсуждавшейся на том «круглом столе», была недавняя закупка для Севастополя 90 новых автобусов. Среди них – ни одного низкопольного, хотя закупку обсуждали с инвалидами ещё на стадии принятия решения.

«У нас есть координационный совет по делам инвалидов при правительстве города. Данный совет рассматривает все вопросы и с доступностью, и с образованием, и с приобретением транспорта. На одном из заседаний совета было принято решение о закупке низкопольного транспорта. Голосовали на моих глазах», – рассказала ForPost заместитель председателя Общественной палаты Севастополя Наталья Кирюхина. Несмотря на голосование, власти Севастополя не прислушалась к мнению совета.
Начальник управления транспортной инфраструктуры Севастополя Игорь Козин объяснил, что решение о закупке принималось единолично заместителем губернатора: «Это распоряжение было напрямую Еремеева (вице-губернатора Алексея Еремеева в правительстве Сергея Меняйло. – Ред.), и он ни к кому не прислушался», – поделился Козин.

Эта проблема может быть вскоре решена, в правительства Дмитрия Овсянникова пообещали прислушиваться к общественным организациям при создании доступной среды для инвалидов.

Основной проблемой слепых и слабовидящих в Севастополе председатель местной организации Всероссийского общества слепых Людмила Феофанова считает отсутствие в городе программы «Говорящий город» и отсутствие в автобусах объявлений остановок. Также, по её мнению, не все пешеходные переходы Севастополя оборудованы звуковыми сигналами и спецсредствами для слабовидящих, к примеру, тактильной плиткой – важного этапа адаптации по программе «Доступная среда».

«Транспорт не подходит вплотную к тротуару, – продолжает перечислять Феофанова. -Мало низкопольного транспорта. В районе, где планируется возродить пока не работающее предприятие для слепых УПП ВОС, нет условий для приёма слепых граждан. Хотя желающих там работать не менее ста человек».

Тем не менее, есть в городе и положительные моменты в организации доступной среды. Наталья Кирюхина отметила, что для инвалидов стал доступен главный городской театр имени Луначарского. Заботятся о доступности и некоторые коммерческие предприятия.

Отсутствие условий с передвижением инвалидов по городу связано с недобросовестным проведением тендеров со строительными компаниями, полагает депутат Законодательного собрания Севастополя Татьяна Щербакова. По её словам, в тендерных документах специально не указываются пандусы и спецпокрытия для инвалидов, и такие документы проходят госэкспертизу. По мнению парламентария, эту проблему нужно срочно решать: «Чтобы обязательно любой проект – государственный или частный, любого учреждения, любого дома – выпускался только с подобными условиями, как бы застройщику ни хотелось иного».

От доступности к пониманию
 
Проблемы у инвалидов есть и при трудоустройстве. Председатель региональной организации Всероссийского общества инвалидов Виктор Кулиш отметил, что в основном предприятия стараются предоставить инвалидам неквалифицированную работу, а многие предприятия не заинтересованы давать работу инвалидам, квотировать для них рабочие места. По словам Кулиша, некоторые инвалиды сами боятся трудоустраиваться, поскольку опасаются, что с получением работы потеряют группу инвалидности.

А что со спецсредствами?
 
Среди проблем, требующих решения на федеральном уровне, – невозможность своевременно закупить дорогостоящее и качественное оборудование для инвалидов. Препятствие здесь – заложенная в законе конкурентная основа проведения конкурсов на поставку оборудования. «Конкурентная основа, заложенная в 44-м федеральном законе, снижает качество», – считают в фонде социального страхования Севастополя.

По словам работников фонда, недобросовестные производители часто используют правовые лазейки 44-го федерального закона, чтобы оспорить закупку или демпинговать за счёт качества поставляемого оборудования. «Поставщики у нас стали, знаете, очень въедливо грамотные – и если к нашему описанию, не дай бог, не подходит его товар, он тут же пишет жалобу в ФАС. Допустим, на рынке существует всего пять изделий определённого предназначения. К четырём наше описание подходит, а к одному нет. Тогда поставщик такого изделия подаёт жалобу в ФАС и оспаривает закупку», – рассказали в фонде соцстраха Севастополя.

В таких случаях приходится расторгать заключённые контракты, что отражается на инвалидах, которые ждут свои технические средства достаточно долго, признались в руководстве фонда. Решение этого вопроса, по мнению специалистов фонда, – в ведении Правительства России и законодателей, которым вполне по силам прислушаться к мнению специалистов и откорректировать соответствующие законы.

О детях инвалидах
 
Есть в Севастополе проблемы и с инклюзивным образованием – когда дети-инвалиды должны обучаться вместе со всеми. «Не все школы Севастополя готовы принимать инвалидов, а те, что готовы, могут это делать не в полном объёме», – отметила зампред Общественной палаты Севастополя Наталья Кирюхина.

Свои слова она основывает на опросе организаций детей-инвалидов – «Дом солнца», «Особые дети» и других. «Они мне дают данные, что в любую школу любой ребёнок зайти не может. Только в чётко определённые, и опять же не все категории детей-инвалидов. Если в школе сделали пандусы, то это не значит, что в эту школу может зайти ребёнок глухонемой», – сказала Наталья Кирюхина.

Среди проблем детей-инвалидов она отдельно выделила отсутствие в городе преподавателей, способных работать с глухонемыми и со слепыми детьми, а также резкое уменьшение коррекционных групп в детских садах Севастополя.

Талантливая севастопольская девочка Алиса Егорочкина, благодаря помощи неравнодушных горожан, в том числе и журналистов ForPost, наконец получила от властей города долгожданный подъёмник. Теперь она может на своей инвалидной коляске выезжать во двор. Её родители несказанно рады, но нам сказали, что в соседнем доме живут другие инвалиды, которым сложно выезжать во двор и у которых не оказалось мощной поддержки СМИ.

Среди проблем доступной среды родители Алисы Егорочкиной выделили недисциплинированность водителей низкопольного транспорта, которые не подъезжают близко к тротуару и не выходят из кабины, чтобы откинуть пандус для инвалидной коляски.

Ещё одна больная тема, озвученная родителями Алисы, – чёрствость людей по отношению к инвалидам. Не всегда можно дождаться помощи посторонних. Однажды, когда родители Алисы с трудом затаскивали инвалидную коляску с ребёнком в троллейбус, они услышали жестокие слова: «Понарожали калек, а теперь ездите. Сидели бы дома». «Алиса потом такая расстроенная была, мы её успокаивали, говорили не реагировать – дураков-то много», – рассказала мама Алисы Егорочкиной.
Это далеко не все проблемы инвалидов в Севастополе. Их намного больше, но выявить и озвучить их сами инвалиды не всегда могут. Напомним, в ходе работы «Форума действий» Общероссийского народного фронта Президент России Владимир Путин особо уделил вниманиевопросам общественной экспертизы и оценки доступа услуг для инвалидов.

«Общественная экспертиза при оценке качества действующим законом не предусмотрена. Но это не значит, что общественные организации, в том числе и ОНФ, не должны принимать участие в этой работе. Народный фронт может и должен уделять этому необходимое внимание, должен следить за тем, что происходит в этой сфере», – подчеркнул лидер ОНФ Владимир Путин.
 
Дмитрий Осипенко

Фото автора

23 декабря, 2016