Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия
На предыдущую страницу

Мария Таранченко: «Главное для меня – показать, что обстоятельства не ломают человека»

Мария Таранченко: «Главное для меня – показать, что обстоятельства не ломают человека»

Ее опыт работы в кинодокументалистике – два десятилетия, за это время героями ее фильмов стали десятки людей. В течение 12 лет Мария Таранченко снимает картины о людях с ограниченными возможностями здоровья. Тема эта, помимо кинематографического мастерства, требует большого такта и немалого мужества. Но, как Таранченко говорит об одной из своих героинь, она тоже из тех, «кого чужое горе крепко держит за шиворот». Не отвернуться от проблемы, которая, казалось бы, не имеет к тебе отношения, увидеть в конкретной судьбе и конкретном опыте преодоления нечто ценное для каждого и суметь об этом рассказать – это дорогого стóит. Интервью журналу «Сфера» Мария Таранченко дала в канун Декады инвалидов, которая с 90-х проводится в России в начале декабря и приурочена к объявленному ООН Международному дню инвалидов. Это время для режиссера всегда очень насыщенное – один за другим идут показы фильмов, встречи со зрителями.

Мария Михайловна, как режиссер-документалист находит свою тему? Что подтолкнуло вас к вашему выбору?

У меня как у журналиста всегда были три главные темы: культура, медицина и инвалиды. Я плавно перетекаю из одной в другую, но в теме инвалидов сошлось, наверное, всё. Вышла я на нее, работая в газете «Губернские новости». Герой фильма «Дар быть счастливым» Владимир Набатов сначала был героем моего первого очерка о людях с ограниченными возможностями здоровья. Это было рабочее редакционное задание: кто-то услышал, что в Молочном живет необыкновенный художник, который пишет картины, держа кисть в зубах. Я к нему поехала. Разговаривать оказалось сложно – речь у него очень невнятная. Сейчас, по прошествии тринадцати лет, я его понимаю – а тогда это было очень трудно. Потом родилась идея снять о нем фильм – сначала он имел название «Талант жить». Позднее оно стало названием целого цикла документальных картин об инвалидах, который мы начали снимать в 2005 году – и на сегодняшний день вместе с фильмом о Набатове у нас снято 19 фильмов.

В чем вы видите задачи документального кино, затрагивающего социальную тематику?

Вопрос сложный и интересный. Поскольку я работаю в жанре документального киноочерка, для меня всегда важен характер человека – в фильмах об инвалидах именно характер я и показываю, а не физический недостаток. Хочется, чтобы люди с руками-ногами не смотрели на моего героя как на какого-то изгоя, как на человека второго сорта. Или хуже того – боялись столкнуться с таким человеком.

Перебью. На конференции «Доступный музей для особых людей», которая проходила в ноябре в Вологодском музее-заповеднике, замдиректора Дарвиновского музея сказала: главным итогом нашей работы с инвалидами считаю то, что посетители и сотрудники музея перестали «шарахаться» от посетителей с инвалидностью. А недавно в Вологде полный зал зрителей собрал гала-концерт интегрированного фестиваля «Стремление к Солнцу», который родился в Череповце, а теперь получил статус областного.

Я уверена, что рассказывать о таких людях необходимо, но при этом важно найти правильную тональность. Можно снять фильм, от которого у зрителей будут слезы ручьем. Мой подход другой: главное для меня – показать, что обстоятельства не ломают человека. На своих героев я смотрю как на обычных людей, которые идут к успеху и его добиваются, а инвалидность – это только обстоятельство их жизни. Вот, например, Максим Выдров, зампредседателя Вологодского городского общества инвалидов. Он оказался в инвалидном кресле взрослым, после того как попал в аварию на мотоцикле, – и нашел в себе силы не просто приспособиться к новым условиям своей жизни, но и вести активную общественную деятельность. Язык не повернется назвать его инвалидом, хотя сам он относится к этому спокойно.

Как удается вызвать человека с ограниченными возможностями здоровья на откровенный разговор перед камерой?

Я всегда работаю с такими людьми очень бережно. Чтобы возник контакт, нельзя оказаться бестактной, а инвалиды, какими бы сильными они ни были, более ранимы, их легко обидеть. Тот же Володя Набатов предложение сняться в фильме воспринял сначала с большим недоверием. Видимо, раньше ему пришлось столкнуться с пренебрежением или обманом… Но фильм всё-таки получился, а Набатовы стали нашими друзьями. Да я со всеми своими героями почти сроднилась!

Понятно, что инвалидность – серьезное испытание. Когда речь идет о врожденной патологии, то огромный груз ложится на плечи родных, которым нужно и человека поднять на ноги, и самим выстоять. Когда инвалидность приобретается в результате травмы, рано или поздно наступает момент отчаяния, и пережить его – нелегкая задача. Но я не углубляюсь в момент преодоления, и делаю это намеренно: это как раз то глубоко личное и сокровенное, что не должно стать достоянием публики. Этот опыт работы с инвалидами мы приобрели за годы работы над циклом.

Вы всё время говорите «мы» – расскажите о своей команде.

Долгое время нас было всего трое – я, оператор Алексей Сорокин и монтажер Ирина Куликова (Ширикова). Мы работаем вместе 12 лет и уже понимаем друг друга с полуслова. Замысел картины принадлежит режиссеру, но зритель-то видит ее глазами оператора и монтажера, и я им полностью доверяю. Сейчас Алексей обучает операторскому делу своего сына Кирилла – он частично отснял уже два фильма. Несколько лет с нами Максим Выдров – из героя фильма он плавно перешел в съемочную группу и помогает с поиском грантов. Конечно, порой нам приходится трудно: у нас нет ни продюсера, ни координатора, ни ассистентов – все эти роли мы исполняем сами. Мои московские киношные друзья удивляются – мол, как ты так работаешь? – а я уже привыкла.

Какими вы видите зрителей своих картин? Какой реакции от них ждете?

Когда я начинала цикл, я делала ставку на зрителей старше 30. На телевидении это называется «фокусная группа». Мои ожидания в большинстве случаев оправдываются, единственное – не надо думать, что все воспримут фильм на ура. Когда бываю на показах, наблюдаю именно за зрителями, за их лицами. И сразу видно, приняли они этот фильм или нет. Но одинаковой реакции у всех никогда не бывает. Когда мы делали презентации в «Салюте», случалось, что люди вставали и уходили – это их право. Мы не хотим понравиться всем. Но если хотя бы половину зрителей фильм задел, если я вижу по лицам, что людям «ежа за пазуху запустили», считаю, что мы свою задачу выполнили.

Интересно, что после фильма о Максе Выдрове, который стал первым молодым героем, помолодели и зрители. Мы начали работать с молодежной аудиторией – выходить в колледжи, школы. Фильм о Романе Некипелове «Биография мудрости» я однажды показывала четвероклассникам – очень волновалась перед показом, не могла предугадать, как они его воспримут. Выбрала его потому, что этот герой оказался ближе им по возрасту – ему на момент съемок было 17. Когда включили фильм, тишина была такая, что слышно, как муха пролетит. Дети шеи вытянули и смотрят. Видно было, что их затронула эта судьба.

Бывало ли так, что фильм имел какой-то практический результат, что в жизни ваших героев после него что-то изменилось?

Главный результат – изменение отношения: до момента выхода фильма эти люди были никому не известны, а после фильма об их жизни узнали – это уже много. Но есть и другие результаты. Наверное, в чем-то благодаря фильму «Два крыла» Наталья и Валерий Мелёхины получили квартиру. Совсем недавно, после презентации в Вологде фильма «Капитал счастья» о череповецком инклюзивном танцевальном коллективе «Ступени» ему было присвоено звание образцового народного коллектива.  

Однажды я получила очень убедительное подтверждение важности моего дела. Так случилось, что буквально на следующий день после показа на областном телевидении весной 2012 года фильма «Настроение времени» в российских новостях сообщили о том, что наша страна ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Друзья и знакомые мне весь день звонили – спрашивали, нет ли в этом моей личной заслуги. Я отшучивалась, но хотелось думать, что и я всё-таки внесла свой вклад в это – пусть и косвенно.

В ваших фильмах инвалиды разные – опорники, с нарушениями слуха, зрения. Но все это люди с сохранным интеллектом. Но есть инвалиды и с ментальными нарушениями – не думали ли вы о таких героях? Не рассматривался ли вариант сделать героем фильма человека, который заботится об инвалиде, посвящает ему свою жизнь?

Об инвалидах с ментальными нарушениями, честно говоря, пока не думали, посмотрим. Хотя был у нас Рома Некипелов – он же воспитывался интернате для умственно отсталых детей, но ни по нему, ни по другим ребяткам в фильме этого не скажешь. Что же касается родных – они у нас есть буквально в каждой картине. Например, в фильме о Набатове это его жена. Про нее меня часто спрашивают: она, наверное, мучается, это же так тяжело?.. Всякий раз отвечаю: нет, она его просто любит! А в «Капитале счастья» вся история инклюзивного коллектива показана через его руководителя – здоровая энергичная девушка, высококлассный профессионал, она не только взялась за эту работу, но и полюбила одного из своих подопечных, вышла за него замуж, родила ребенка.

Когда поднимается тема инвалидов, как правило, говорится о проблемах – о трудностях с получением необходимого оборудования, о неприспособленности среды… В ваших фильмах все это отходит на второй план – почему?

Это больной вопрос. Хотя сейчас многое делается для облегчения жизни инвалидов, и не где-то там, а здесь, рядом с нами. Например, трое героев нашего нового фильма «Лабиринт успеха» получили специальное оборудование для учебы, занятий спортом и оказания помощи в быту в рамках областной подпрограммы «Безбарьерная среда». Но инвалидам всё равно трудно участвовать в обычной жизни наравне со всеми. Почему мы так редко встречаем их на улицах, в общественных местах? Потому что людям порой не под силу преодолеть препятствия, которые перед ними встают. В фильме «Государство доброты» о Сокольской городской организации инвалидов говорится о том, как инвалиды сами стали инициаторами создания в городе безбарьерной среды. Конечно, есть трудности – у нас почти нет архитекторов, которые имели бы опыт проектирования и строительства приспособленных зданий – с лифтами, с подъемниками. Сейчас от учреждений требуют обустраивать пандусы, но не каждым из них сможет воспользоваться человек на коляске. Озвученные светофоры, специальное покрытие на асфальте рядом с пешеходным переходом – это нам уже вроде бы привычно, но далеко не каждый переход так оборудован. Но хорошо уже, что хоть что-то делается – раньше и этого не было. Когда я начала снимать свой цикл, было такое ощущение, что инвалидов у нас вообще нет! А им просто не выйти никуда. Поэтому они и сидят по домам, поэтому и вопрос толерантности и поддержки каждый раз поднимается заново. Ведь здоровые люди не имеют привычки видеть рядом с собой инвалидов и не знают, как реагировать, как предложить помощь. Но сейчас за это взялись, и хочется надеяться, что ситуация будет меняться и следующие поколения будут воспитаны на других установках.

Установки действительно должны измениться, не случайно сейчас люди с тяжелой инвалидностью становятся медийными персонами мирового масштаба – взять, например, Ника Вуйчича или Стивена Хокинга. Конечно, это люди, обладающие колоссальной харизмой и выдающимся интеллектом – не у всех есть такой потенциал и поддержка, помогающая вести столь деятельную жизнь. Но тут одинаково ценен любой опыт, герои ваших фильмов это подтверждают.

Безусловно, все люди разные. Понятно, что все не будут такими, как Ник Вуйчич, – и такими, как Макс Выдров, тоже не будут. Но любая судьба уникальна, любой достоин уважения и внимания. Поначалу, когда я выбирала своих героев, мне была нужная интересная история, а теперь я пришла к мысли, что фильм можно снять про каждого. Вот Люда Васильева из фильма «Настроение времени» – с отличием закончила музыкальную школу, получила высшее образование, занимается фехтованием на колясках. Сейчас она живет в Москве, родила ребенка. Вот Михаил Левинский – талантливый художник, спортсмен, энергичный и позитивный человек. Увидев его идущим по улице, не подумаешь, что у него нет обеих ног. Вот Наталья Мелёхина – какие шедевры народной росписи она создает, а ведь суставы рук у нее поражены полиартритом. Вот Василий Смирнов – несколько поколений учеников Грязовецкой школы для слепых и слабовидящих прошли через его хор и оркестр, а он никого из них не видел в лицо…

Как зрителям познакомиться с историями ваших героев? Где демонстрируются фильмы цикла?

Понятно, что это некоммерческие проекты, почти все мои картины сняты при поддержке областного Департамента социальной защиты. Мы много участвуем в конкурсах и кинофестивалях социальной тематики – кстати, сам факт того, что они проводятся, тоже говорит о внимании к теме инвалидности. Первая работа, которую я отправила на конкурс, – картина «Дар быть счастливым» – получила награды Международного фестиваля «Кино без барьеров» и диплом Всероссийского фестиваля «О здоровье и здоровом образе жизни». Самая новая награда – диплом VI Международного фестиваля «Интеграция» (2016) за фильм «Капитал счастья». Участвуем в каждом фестивале социального документального кино «Человек в кадре» в Белозерске. Ежегодно проводим показы в рамках Декады инвалидов, в течение всего года выходим в разные аудитории, в основном молодежные. Новые фильмы получается показывать на областных телеканалах – с российскими в этом плане сложнее. И, конечно, все фильмы доступны для просмотра в интернете.

Фильмы Марии Таранченко из цикла «Талант жить»:

«Дар быть счастливым» (2003) о художнике Владимире Набатове

«Всё достается с бою» (2005) о Вадиме Бузине

«Добудь крупицы истин» (2005) об Эдуарде Фролове, череповецком художнике

«По солнечной стороне» (2005) о Василии Смирнове, преподавателе музыки в Грязовецкой школе для слепых и слабовидящих

«Шаги» (2006) об Эдуарде Фалине, председателе Вологодской областной организации Всероссийского общества инвалидов

«Белая полоса» (2006) о супругах Воронцовых-Русановых

«Половинка Останкинской башни» (2006) о Викторе Белове, череповецком художнике

«Причалы» (2007) о Михаиле Левинском, художнике, шахматисте, спортсмене

«Два крыла» (2008) о супругах Наталье и Валерии Мелёхиных; она художник-оформитель, мастер хохломской росписи

«Поводы для радости» (2008) о вокальном ансамбле «Россияночка» при вологодском предприятии «Экран», где работают слепые и слабовидящие

«Государство доброты» (2008) о Сокольской районной организации Всероссийского общества инвалидов

«Настроение времени» (2008) – фильм к юбилею Вологодской городской организации Всероссийского общества инвалидов

«Багаж надежд» (2008) о Викторе Корнилове, заведующем социально-культурным центром Вологодского регионального отделения Всероссийского общества инвалидов

«Путеводный диктант» (2012) об Анатолии Пахолкове, ликвидаторе аварии на Чернобыльской АЭС, председателе Вологодской районной организации Всероссийского общества инвалидов

«Мозаика души» (2013) о Максиме Выдрове, председателе правления Вологодской общественной организации инвалидов

«Отыщи всему начало» (2015) об Алексее Красикове, историке

«Биография мудрости» (2015) о Романе Некипелове, воспитаннике Кадниковского детского дома-интерната для умственно отсталых детей

«Капитал счастья» (2015) о череповецком инклюзивном танцевальном коллективе «Ступени»

«Лабиринт успеха» (2016) о Екатерине Щекотуровой, исполняющей обязанности председателя Вологодской городской организации Всероссийского общества инвалидов; об Антоне Вострикове, спортсмене-колясочнике; о Юрии Иванове, ставшем инвалидом в результате травмы

Светлана Гришина

http://cultinfo.ru/journal/2016-zima/mariya-taranchenko-glavnoe-dlya-menya-pokazat-chto-obstoyatelstva-ne-lomayut-cheloveka/

16 января, 2017