Здоровый человек пройдет расстояние от здания Ленинского территориального управления на Воровского, 79 до городской администрации на Воровского, 39 за 10 минут. Человек с ограниченными возможностями потратит гораздо больше времени. Именно по этому маршруту 5 сентября прошли участники акции «Доступный Киров». Так, представители Министерства социального развития Кировской области, администрации города и обычные граждане пересели на инвалидные коляски, чтобы испытать на себе те неудобства, с которыми сталкиваются инвалиды. Они попробовали проехать по центру города и посетили областную больницу. Корреспондент «7x7» также проверил, насколько Киров доступен для инвалидов.
К зданию Ленинского территориального управления к 11 утра подходят люди с инвалидностью по общему заболеванию, те, кто используют кресла-коляски, лежачие трехколесные велосипеды или веломобили, а также родители с маленькими детьми, представители власти и несколько волонтеров, крепкие молодые люди, которые смогут помочь катить инвалидные коляски по улицам города. Всего собралось более 30 человек.
«Как же сюда зайти?»
— Волонтеров сегодня немного, волонтеры — это наши колеса! Жить-то хочется, и причем хорошо хочется, — говорит инвалид детства с ДЦП Элла Чугина. Сегодня она едет на большом трехколесном велосипеде.
Председатель Кировской областной организации всероссийского общества инвалидов Иван Глинчиков рассказывает участникам, что подключиться к решению проблем городской среды должны все структуры — власть, общество и бизнес:
— Особенно судебная власть сейчас работает в отдельном направлении, а бизнес-сообщество, например, выкупает земли и помещение, в которых не предусматривают элементарно съезды. Подключиться должно общество, НКО и СМИ: когда каждый освещает проблему, то она постепенно решается. Конечно, есть негатив со стороны здоровых людей. Но мы хотим, чтобы было удобно всем.
Проверить на доступность здание территориального управления по Ленинскому району предлагает его глава и заместитель главы администрации города Сергей Торхов.
— Как же сюда зайти? Дверь открыть очень сложно, а звонка нет, — замечает Нина Рудык. Она катит свою внучку Алису в инвалидной коляске.
— Мы планируем поставить здесь домофон, специальную дверь ставить очень дорого, — отвечает Торхов.
Затем участники осматривают санузел на первом этаже, в который заехать на инвалидном кресле практически невозможно: проход слишком узкий, коляска просто не проходит. Торохов все же уверен, что кроме желания нужны еще финансовые средства для обустройства зданий.
После участники акции отправляются по заявленному маршруту. В инвалидную коляску садится министр социального развития Кировской области Кирилл Лебедев.
— Непривычно, не хотелось бы оказаться в этой роли, но никто не может зарекаться, что с ним этого не случится, — говорит министр.
Все подходят к подземному переходу, в котором очень крутой пандус. Лебедев с помощью волонтера скатывается, очень проблематично и даже опасно: на полпути коляска резко тормозит. А подняться вверх пробует уже другой человек, и получается лишь до середины: нужна хорошая физическая подготовка, чтобы преодолеть даже такое небольшое расстояние
Участники акции идут по улице вместе. При необходимости ждут друг друга. И вместе рассуждают о том, как же мешает на этом пути очередной бордюр.
— Вам помочь? — спрашивает женщина, заметив, что мужчина на инвалидной коляске встал перед бордюром. Вместе они его успешно проходят.
— А что здесь происходит? — спрашивает девушка, которая проходит мимо.
— Мы проверяем городскую среду на доступность, — отвечает волонтер, — можете к нам присоединяться!
Девушка внимательно наблюдает, но затем уходит.
Молодая мама Людмила Абашева признается, что ездить по городу с коляской совсем некомфортно:
— Много бордюров, ям, лестниц. Когда ты особенно торопишься в поликлинику, бывает жалко ребенка, как мы едем по таким дорогам. Меня волнует этот вопрос доступной среды. Я надеюсь, что мы начнем ножками ходить, у моего ребенка проблемы с опорно-двигательным аппаратом и со зрением.
Волонтер Егор Поспелов ради эксперимента катит на инвалидной коляске девушку Анну.
— Даже мне, спортивно подготовленному человеку, достаточно тяжело катить. Я не представляю, как люди самостоятельно могут передвигаться по городу.
— Это психологически тяжело, когда ты оказываешься один на улицах города. Хорошо, что сейчас меня катит Егор. Я буду теперь более внимательно относиться к людям с ограниченными возможностями, — делится впечатлениями Анна.
«Деньги вы потратили зря»
Следующий пункт в маршруте — областная больница. Участников акции встречают ее сотрудники.
— У нас есть первые жертвы! Колесо сломалось, нужна сварка. Эта коляска была, кстати, совсем новая, — сначала сообщает новость Иван Глинчиков.
Сотрудники больницы сообщили, что с главного входа на инвалидной коляске не заехать: пандуса нет. Но если в больницу будет поступать инвалид, то им сообщат заранее о нем, и только тогда они смогут предпринять какие-либо действия.
Иван Глинчиков эмоционально возражает, что даже звонок у входа сделан бытовой, а таблички — не по нормативным документам: шрифт слишком мелкий.
— Попробуйте дотянуться до звонка! — просят участники.
Мужчина на инвалидной коляске через несколько оборотов аккуратно пристраивается к лестнице, и только тогда ему удается позвонить.
Мы идем к другому входу, который, по словам сотрудников, оборудован для инвалидов. В действительности — узкий проход с крутым пандусом, у другого пандуса и вовсе есть только один поручень.
— Доступная среда предполагает то, что, когда человек один, без помощи другого может попасть в любое здание. Если бы я был на коляске, мне было бы неприятно, чтобы мне помогали. Деньги вы потратили зря, — заключает Глинчиков.
— Мы ведь понимаем ваши желания, но мы находимся в условиях старых зданий, и между желаемым и действительным всегда есть разница. Мы будем соответствовать СНиПам, но не думаю, что это принципиальный момент, главное — среда у нас в больнице доступная, — отвечает заместитель главного врача по медицинской части кировской областной клинической больницы Ирина Иванова.
«Оборудовать город как следует — это дорогое удовольствие»
Тем временем в инвалидную коляску садятся и другие желающие.
— Аня, не торопи меня, я нервничаю! — эмоционально говорит молодой человек, который только что сел в коляску.
Мы идем по ровному широкому тротуару на Воровского. Я сажусь на инвалидную коляску. Волонтер быстро рассказывает, как ей управлять.
— Одновременно крути двумя руками, только осторожно, вот здесь тормоз. Захочешь повернуть, крути только одно колесо, — объясняет он.
Я стремительно качусь по тротуару, хотя это не совсем и просто: руки начинают быстро уставать. Дорога здесь, и правда, хорошая. Не так давно я пробовола ездить на трехколесном лежачем велосипеде (по-другому, трайке) с инвалидами из кировского общества инвалидов «Лучик». Мне показалось, что управлять им легче, потому что чувствуешь себя устойчивее, защищеннее, чем на инвалидной коляске. Но сейчас, когда едешь вместе со всеми: тебе не так страшно. Поворачивать все-таки трудно, немного уносит в сторону, поэтому меня подстраховывает волонтер.
Мы подъезжаем к перекрестку улиц Воровского и Карла Маркса, рядом с госпиталем Ветеранов войны. Пандус есть, но съехать с него никто не может. Иван Глинчиков рассказывает, что сделан он не по нормам. А коляска, на которой я еду, и вовсе оказалась слишком узкой для него. Некоторые инвалидные коляски волонтеры переносят на руках по лестнице. А остальные участники выбирают другой путь, чтобы перейти дорогу. Меня осторожно ведут по скату через проезжую часть. Понимаю, что в этот момент для меня особенно важно, чтобы рядом со мной кто-то шел.
В завершении акции к участникам обращается заместитель министра социального развития Кировской области Ирина Шанцына, которая вновь утверждает, как и многие представители власти, что оборудовать город как следует — это дорогое удовольствие:
— Сегодня хорошо оборудованы такие города, как Сочи, Казань. Мы в начале пути. Именно вы можете определить, что вам нужно. Нам же нужен диалог с вами, мы будем двигаться, пусть и маленькими шажками. Но не нужно мыслить так, что власть виновата, она не создала для вас что-то. Это неправильно. Если вы все вместе напишете предложения от своих общественных организаций, то мы будем их рассматривать с учетом ваших пожеланий и работать над ними.
Свои предложения и замечания активно высказывает Нина Рудык.
— Мы живем в Гнусино и ходим к федеральной трассе к автобусу тройке, потому что обычный «пазик» не приспособлен. Наши дети такие же, как все, они тоже хотят гулять, качаться на качелях, играть на детских площадках, у них обычные потребности. И мы хотим, чтобы у них были такие же возможности, как и у всех, — рассказывает Рудык.
Один из организаторов акции, соучредитель региональной общественной организации родителей детей-инвалидов «Дорогою добра» Кировской области Ольга Шебеко признается, что в очередной раз показала, что наш город не доступен для инвалидов. По ее мнению, концепцию развития города необходимо пересмотреть:
— Это нам, здоровым, кажется, что город приспособлен. Но это иллюзия. Первый же бордюр стал непреодолимым препятствием для людей, кто хотел ехать на коляске. Чтобы сделать улицу доступной, нужны минимальные вложения: убрать один камень, бордюр с перехода, выровнять съезд, прикрепить звонок. Конечно, винтики в голове должны сместиться. Нужно понять, что люди с инвалидностью — это такие же люди, это часть нашего общества. Сейчас к тому же отходят от концепции доступного дизайна, говорят о концепции универсального дизайна. Если сделать город доступным для людей с инвалидностью, он станет доступным для всех нас: для мам с колясками, пожилых людей с палочками, дам на каблуках. Это просто. И нужно, чтобы была поставлена цель и проложен к ней путь. И тогда мы сами не заметим, как наш город преобразится.
Наталья Баранова, «7x7»
6 сентября, 2015