Так бывает: для взрослого человека самая обычная жизнь оказывается целой наукой. Потому, что этот взрослый человек с детства жил жизнью необычной – в закрытых учреждениях, где его самостоятельность была сведена к минимуму. Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация «Перспективы», помогающая людям с тяжёлыми множественными нарушениями, с 2000 года сотрудничает с психоневрологическим интернатом №3, расположенном в Петергофе. В феврале нынешнего года «Перспективы» совместно с администрацией интерната и районными органами социальной защиты населения запустили новый проект – открыли тренировочную квартиру для тех обителей интерната, которые хотят научиться жить вне его стен. В этой квартире люди, годами жившие в детских домов–интернатов и психоневрологических интернатов, будут учиться самым простым житейским навыкам – следить за порядком, рассчитывать бюджет и т. п.
Об особенностях нового проекта рассказывает его координатор, руководитель программы «Взрослые вне семьи» Аделия Захарова.
— Мы работаем в психоневрологическом интернате и, наблюдая за нашими подопечными, поняли, что пока они не попробуют пожить самостоятельно, говорить об их социализации инвалидов, интеграции в общество достаточно сложно. Так что проект тренировочной квартиры сама жизнь подсказала. И в рамках нашей программы «Взрослые вне семьи» мы решили такую квартиру организовать. Был длительный период поиска средств на проект, потом был период согласования с администрацией интерната – так что подготовка заняла у нас около года. Квартиру нам помогает снимать спонсор. Искали мы её долго. Надо сказать, что когда мы обращались в агентства, прямо говорили о нашем проекте, то в шести местах нам отказали, заявив, что не хотят видеть рядом со своими клиентами людей с нарушениями. Но в результате нам очень повезло, и мы встретили собственников жилья, которых проект заинтересовал.
— Чем ваш проект отличается от программы «Добро пожаловать домой», уже действующей в интернате с 2008 года?
— По программе «Добро пожаловать домой» готовят достаточно сохранных ребят, то есть тех, которые получают потом квартиры, в которых проживают практически самостоятельно, пользуясь лишь небольшой помощью социальных работников. А «Перспективы» поддерживают людей с тяжёлыми множественными нарушениями. Но при этом мы уверены, что, несмотря на эти нарушения, наши ребята, пусть и с большей помощью социальных работников и нашей, но могут жит не в интернате. Кто-то из них сможет жить и самостоятельно. Но нас больше интересует такой достаточно новый для России вариант, как групповое проживание – когда группа инвалидов проживает в доме социального типа в квартире, где у них есть общие гостиная, кухня, но у каждого своя комната с душем и туалетом. Есть построенные по такому принципу дома престарелых, но для выпускников детских домов и психоневрологических интернатов это пока ещё ново. Многим ребятам из интерната было бы трудно жить полностью самостоятельно, но в группе – достаточно легко. К тому же, это менее затратно: одно дело – однокомнатная квартира для одного человека, другое дело – трёхкомнатная квартира для троих. К тому же, доля участия социального работника при групповом проживании будет гораздо меньше, так как люди будут друг другу помогать: у кого-то слабые руки, у кого-то ноги, кто-то лучше общается с внешним миром, кто-то хуже. И у нас прописывается для каждого индивидуальная программа сопровождения.
— А есть какие-то законодательные механизмы для получения людьми такого жилья?
— Наше федеральное законодательство предполагает достаточно большую степень свободы для регионов. Так что на региональном уровне этот вопрос можно решить. Теперь, когда наш проект открылся, мы собираемся встречаться с представителями городских властей и разговаривать на эту тему.
— Как выглядит ваш проект в результате?
— Это наш совместный проект с интернатом, и он разделён на два больших этапа. «Перспективы» взялись именно за практическую часть, то есть за организацию проживания подопечных на квартире. Но за четыре месяца «раскачать» людей очень тяжело, нельзя резко вырывать их из привычной среды. Поэтому до заезда на квартиру с ними ещё четыре месяца ведут теоретические занятия социальные педагоги и психологи в самом интернате. А квартира – обычная трёхкомнатная в многоэтажном доме, довольно большая – 110 кв. м. Что нас сразу расположило в пользу этого варианта – наличие двух санузлов. В комнатах проживает по два человека, в одной – мужчины, в другой – женщины. Третья комната – общая гостиная, в которой проходят занятия с педагогами, встречи. И общая кухня. В квартире вместе с подопечными круглосуточно находится один социальный педагог. Плюс к этому пять дней в неделю к ним приходит координатор проекта, который занимается административными вопросами. Хотя все наши подопечные – официально дееспособные и вполне отвечают за свои действия, они всё-таки официально ещё в интернате, и мы в рамках проекта тоже несём за них ответственность. Поэтому мы и оставили какую-то возможность не столько контроля за ними, сколько подстраховки. Всё-таки люди, которые долгие годы живут в специализированных учреждениях, несколько дезориентированы в обычной жизни, многие привычные для нас вещи для них внове. Это даже не из-за каких-то нарушений их развития, это вообще следствие длительного проживания на полном государственном обеспечении.
— На какой срок рассчитан проект?
— На три года. Предполагается, что каждая смена проживает в тренировочной квартире четыре месяца. Мы планируем, что за три года через проект пройдёт 32 человека. Ребята из первой смены, которые уже заехали на квартиру, за полгода до этого начали откладывать деньги и думать, какие вещи они возьмут с собой в квартиру, как они будут ездить на работу или ещё куда-либо. Ведь трое из них уже работают: один – в интернате, второй – санитаром в больнице, и одна девушка устроилась в школу IV вида «Динамика» помогать заниматься с учениками рукоделием.
— То есть они уже способны самостоятельно передвигаться по городу?
— Да, конечно. Часто они пользуются услугами социального такси, ведь у нас в городе далеко не везде организована доступная среда. Как раз в задачу социальных педагогов входит и разработать маршруты так, чтобы ребята могли по максимуму перемещаться самостоятельно.
— В вашу программу социальной адаптации входят какие-то культурные мероприятия?
— Когда мы в первый день после заезда обсуждали какие-то правила общежития и тематику предполагаемых занятий, одной из важных тем был досуг, то есть понимание, куда можно сходить отдохнуть, как на это откладывать деньги и так далее. Ведь жизнь – это не только работа, питание и уход за собой.
— Как вы отбираете кандидатов на участие в проекте?
— Мы установили определённые критерии. Конечно, прежде всего, это желание самого человека. Ведь есть люди, которых всё устраивает в интернате, и они не хотят кардинально менять свою жизнь. К их выбору мы тоже относимся с уважением. Помимо желания человека и видимого в нём потенциала это возраст – до 35-36 лет. Чем человек старше, тем сложнее получать квартиры в жилищном комитете, тем сложнее доказать, что человек может жить самостоятельно. У всех участников проекта статус сирот, и только благодаря этому есть шансы получить квартиры достаточно быстро – в течение года. А так все инвалиды имеют право на получение жилья, но человек может стоять в очереди всю свою жизнь. Но сирот государство обеспечивает жильём вне очереди.
— А какие-то медицинские критерии?
— Отличие «Перспектив» от государственного учреждения ещё и в том, что мы не склонны оценивать человека в первую очередь по его диагнозу. Поэтому мы будем пробовать сотрудничать с людьми разной степени сохранности. Но все они – дееспособные с юридической точки зрения.
— Все предполагаемые 32 участника нынешнего вашего проекта уже известны?
— Они уже известны на первые четыре смены. Вторая смена, которая должна заехать в середине июля, уже активно к этому готовится.
— Что должно происходить после того, как люди прожили четыре месяца в этой квартире?
— Потом мы задаём каждому из ребят вопрос, готов ли он жить самостоятельно. Человек может сказать и так: «Это был для меня интересный опыт, но я всё-таки хочу остаться в интернате». Если же мы получаем утвердительный ответ, то обсуждаем, насколько его «хочу» соответствует его «могу». Потом он проходит в интернате психолого-медико-педагогическоую комиссию, которая также оценивает его способность проживать самостоятельно или в группе. Этак комиссия даёт заключение, что человек выйти из интерната может, то его документы направляются в жилищный отдел администрации Петродворца. С экспертами, входящими в эту комиссию, мы общаемся. И директор интерната Наталья Григорьевна Зелинская говорила, что кто-то из комиссии может посещать и тренировочную квартиру, чтобы наблюдать за тем, как живут люди. Если мы понимаем, что администрация района поставила человека на очередь, и эта очередь подойдёт, например, через несколько месяцев, то, чтобы он вспомнил навыки, полученные в тренировочной квартире, мы готовы поселить его в тренировочную квартиру повторно – на сокращённый курс. Поэтому точного списка смен на все три года у нас нет.
— Вы планируете, что участниками проекта станут 32 кандидата на выход из интерната. А вообще потенциальных участников подобного проекта среди ваших подопечных в интернате больше?
— Конечно, их намного больше. На отделения в ПНИ в среднем по 70 человек. Мы курируем два отделения, то есть приблизительно 160 человек. И у нас есть абсолютная уверенность в том, что для всех этих людей должны создаваться альтернативные модели проживания. Не важна степень интеллектуальной или физической сохранности – люди не должны жить в таких огромных учреждениях, где невозможен индивидуальный подход. Но этот наш проект – попытка дать возможность хотя бы тем, кто очень долго мечтал выйти из интерната. Возможно, следующим этапом проекта будет полностью сопровождаемое проживание людей с очень тяжёлой инвалидностью.
18 марта, 2016