Трудный путь домой: чтобы преодолеть его, 26-летнему Леше, прикованному к инвалидному креслу, приходится в буквальном смысле карабкаться по семи порожкам, чтобы попасть в подъезд. Пандусов здесь нет и в помине, поэтому молодому человеку помогают все: соседи, прохожие, даже подростки и сердобольные старушки.
Иногда в ожидании таких вот добрых помощников Леша по пять-шесть часов проводит во дворе. А когда на помощь придти некому - парень ночует на улице.
Один из таких дней Леша до сих пор не может выбросить из головы. Сначала парень натерпелся унижений в кинотеатре, а потом еще и не смог вернуться домой.
- Я такой же живой человек как все: я хочу встречаться девушками, ходить в кино и театры. Но у нас в городе это просто невозможно. Мой последний поход в кинотеатр стал просто пыткой. Проблемы начались с самого входа. Двадцать минут мы с девушкой простояли у двери в ожидании администратора, который запустил подъемник для колясочников. Потом еще полчаса ушло на дорогу к залу. Причем сами сотрудники, которые вызвались нас проводить, не знали, как проложить путь для инвалидов. В итоге, полчаса я ездил по коридорам, протискивался в узкие двери. А потом еще выяснилось, что пандус установлен только в одном из семи залов. А фильм, на который мы купили билеты, был в другом. В итоге к середине фильма охранники на руках внесли меня внутрь. Вы даже не представляете, как это было унизительно...
Испорченное свидание вдобавок закончилось ночевкой на улице. В тот вечер никто из соседей так и не вышел на помощь к Алексею.
- Я не виню людей, понимаю, что они уже устали от моих проблем, - объясняет Леша. - Я не хочу быть обузой для всего дома, хочу быть самостоятельным.
Парень полгода обивает пороги чиновников. Но, увы, помочь инвалиду желающих так и не нашлось. Бизнесмены, депутаты, сотрудники администраций только руками разводят: мол, денег нет. А самые ушлые советуют парню раскошелиться на квартиру с лоджией на первом этаже.
ПОРОГИ ПРЕТКНОВЕНИЯ
Прикованным к инвалидному креслу Лешу сделала производственная травма. Осенью 2008-го он строил многоэтажный дом. Бригадир велел забить специальный гвоздь с внешней стоны стены. Леша наклонился вниз и, сам не понял как, рухнул с высоты третьего этажа. От сильнейшего удара серьезные повреждения получил спинной мозг. После нескольких неудачных операций в Орле Лешу привезли в Москву, где его начали лечить столичные медики. Но и московским светилам поставить его на ноги так и не удалось.
Леша долго не мог поверить, что уже никогда не сможет ходить. Но деваться было некуда, в один из дней он смирился с болезнью. С инвалидным удостоверением в руках и в полном одиночестве, - мать умерла, когда парень был еще ребенком, а отец бросил семью еще раньше. В итоге Алексей оказался на улице.
До дома в деревне, в котором живет единственная тетка, ему было не добраться, да к тому же, в орловской глуши за сто километров от больницы парню пришлось бы туго: так как нужны еженедельные посещения врачей.
Тогда на помощь пришел бывший работодатель. Леше разрешили занять одну из комнат трехкомнатной квартиры в новостройке. А год назад на выгодных для парня условиях он оформил рассрочку и теперь по частям выплачивает нужную сумму. Через четыре года он станет собственников части в трехкомнатной квартире. Вот только радость от покупки омрачают злосчастные порожки в подъезде.
Добраться от лифта до подъездной двери самостоятельно он не может. Причем преодолеть семь крутых порожков не помогает даже пандус.
- Если я съеду вниз без посторонней помощи по этому пандусу, то просто разобьюсь. Порожки построены с нарушением угла наклона. Это я вам как профессиональный строитель говорю, - рассказывает Леша.
НЕПРИГОДНЫЕ ПАНДУСЫ
Действительно, по пандусу невозможно спустить даже обычную детскую коляску: очень уж крутой спуск вышел. О непригодном пандусе «КП» сообщила в орловское общество инвалидов. А на днях в рейд по новостройкам города вышел комитет социальной политики Орла. Результаты следующие: из 21 пандуса, построенного по программе «Доступная среда», только четыре пригодны для использования.
- Использование 17 пандусов небезопасно для жизни. Причем в большинстве случаев ситуацию исправить невозможно. Дело в том, что еще на этапе строительства и установке порожков закладывается неверный угол наклона, - объяснил Николай Столяров, председатель Орловского отделения Всероссийского общества инвалидом.
Удивительно, но за нарушения до сих пор никто не наказан. Выходит, проверка есть, а дела - нет. Кроме того, как удалось выяснить «Комсомолке», строительные организации, которые возводят в городе целые микрорайоны, продолжают работать по старым негодным чертежам. В итоге, страдают люди.
НИ В ОДНОМ ДОМЕ НЕТ ПОДЪЕМНИКА
Исправить ошибки строителей способен только электрический подъемник для инвалидов колясочников. Соседи Леши уже дали согласие на установку, осталось только раздобыть деньги. Такое устройство стоит около трехсот тысяч рублей. Для инвалида, который с пенсии еще и платит ипотеку - сумма неподъемная.
- Я обращался ко всем, от бывшего работодателя до губернатора. Но в ответ получил только банальные отписки. Некоторые попросту издеваются. Например, в региональном обществе инвалидов вместо того чтобы помочь, посоветовали купить квартиру на первом этаже с лоджией, - жалуется Леша. - Откуда у меня такие деньги, мне еще за комнату платить и платить.
Докопаться до правды и разобраться, кто вообще должен решать такие проблемы, оказалось непросто даже и с удостоверением журналиста в руках. Власти областные направили нас в муниципалитет, а город обратно отправил к регионалам.
- Мы этими вопросами не занимаемся, обращайтесь в город, - отфутболили нас в приемной главного в регионе по социальным вопросам заместителя губернатора Олега Ревякина.
Такое смятение чиновников можно объяснить только одним - незнанием и нежеланием помочь. Судите сами, более чем за три года существования программы «Доступная среда» в Орловской области не было установлено ни одного подъемника.
- Эта программа существует только на бумаге. На деле же никакой доступной среды в Орловской области нет, - сетует Клавдия Ставцева, член общества инвалидов Заводского района Орла. - Причем не только для инвалидов-колясочников, но и для других групп маломобильных граждан. А ведь это и молодые мамы с колясками, и просто горожане, которые имеют временные проблемы со здоровьем, - передвигаться по Орлу для них настоящая пытка.
Но силе духа инвалидов можно только позавидовать. Вот и Алексей не отчаивается. Парень верит, о его проблемах все-таки услышат, и в нашем городе появится первый такой нужный и полезный подъемник.
ОФИЦИАЛЬНО
Татьяна Воробьева, начальник управления социальной защиты Орловской области:
«Сколько инвалидов - столько проблем!»
- В Орловской области, действительно, работает программа «Доступная среда» и она не только об инвалидах-колясочниках. На данный момент в регионе 73 тысячи инвалидов, и у каждого свои нужды и проблемы. Содержание программы, прежде всего, дает общую схему взаимодействия общества и инвалидов. Так вот, там четко прописано, что каждый муниципалитет должен самостоятельно контролировать ее выполнение. Почему этого не происходит, вопрос, мне непонятный.
Безусловно, важен индивидуальный подход к каждому инвалиду. В данном случае Алексею можно помочь. Для этого надо найти дополнительные пути финансирования. Например, в социальной защите таких статей расходов нет. Алексею необходимо сформировать пакет документов и обратиться за помощью в региональное правительство.
18 апреля, 2014