В ноябре прошлого года в Волгограде стартовала серия семинаров федерального значения, которые стали знаковым событием для всех причастных к реализации программы «Доступная среда».
От пандусов до навигации
– Ряд городов России, в том числе и Волгоград, готовится к большому футбольному празднику – чемпионату мира – 2018. В связи с этим на повестке дня вопрос доступности городской и спортивной инфраструктуры. Какие требования сегодня предъявляются к обеспечению доступности спортивных объектов?
– Те города, где проходили крупные международные соревнования – Сочи, Казань, – стали примером того, какой должна быть доступная среда в городах. Ваш город в связи с предстоящим чемпионатом мира по футболу – 2018, думаю, ждут серьезные преобразования в плане создания безбарьерной среды. Здесь главное, начиная со стадии проектирования, барьеры не создавать. Проектирование доступных спортивных объектов необходимо рассматривать как непрерывный процесс, начиная с разработки первоначальной концепции, задания на проектирование, генерального плана участка и заканчивая этапом разработки рабочей документации. Кроме того, соблюдение требований обеспечения доступности должно контролироваться во время строительства, а также в процессе эксплуатации объекта. Нужно сразу сказать, что создание доступной среды – это не только адаптация архитектуры. Важную роль играет именно доступность предоставляемых услуг. Вообще, безбарьерную среду нужно создавать, действуя по четырем направлениям. Первое – это, конечно, устранение физических барьеров. В зданиях нужны пандусы, лифты, широкие дверные проемы. Второе – устранение информационных барьеров, то есть необходимо наличие информации об уровне доступности объекта, понятная навигация внутри здания, ее дублирование. Третье – устранение операционных барьеров.
– Что под этим подразумевается?
– Это когда разработанная процедура получения услуги создает барьер для инвалида. Например, покупка билета в городской транспорт осуществляется только на остановочном терминале. Это, с одной стороны, позволяет сократить время на посадку, оптимизировать расходы путем сокращения ставок кондукторов, но с другой – закрывает доступ к городскому транспорту людей с инвалидностью. Ведь никто не проверил, доступны ли такие терминалы для людей с сенсорными нарушениями или на инвалидных колясках. И последнее направление – это устранение коммуникационных барьеров. Приведу снова пример из сферы общественного транспорта. Например, человек на инвалидной коляске находится на остановке и его нужно посадить его в автобус. Даже если для водителя разработаны инструкции, нужно, чтобы он был готов оказать эту помощь. А для этого должны быть проведены тренинги, чтобы исчезли психологические барьеры. Бывает, что люди просто боятся подойти и помочь инвалиду. Во время подготовки к Паралимпийским играм проводились масштабные тренинги для персонала и волонтеров, куда приглашали людей с инвалидностью. Практика показывала, что многие просто входили в ступор или начинали плакать. И после каждого тренинга организаторы просили всех участников задать себе вопрос: «Сможете ли преодолеть свой психологический барьер, сможете ли работать на этой позиции?» Важно не только разработать процедуру, подготовить персонал, но и вести внутренний контроль и мониторинг того, насколько выполняются требования.
Кадры все не решают!
– Вы говорите об обучении специалистов этике общения с инвалидами, навыкам оказания различных видов помощи. А можно ли персоналом компенсировать недоступную архитектурную среду?
– Нам мой взгляд, это две взаимосвязанные вещи. Персонал может сделать доступную среду абсолютно недоступной, неграмотно предоставляя услуги людям с инвалидностью, не понимая, для чего существуют те или иные технические средства не объекте, либо неправильно используя помещение. Также персонал может, наоборот, компенсировать некие огрехи в архитектуре. Если в здании есть лестница, но нет ни пандуса, ни подъемника, и персонал поднимает человека на коляске, то такой подход, конечно, не решение проблемы. Это небезопасно, и я считаю, что такой уровень ответственности нельзя возлагать на персонал. Но если в здании имеются небольшие порожки, то в качестве временного решения проблемы можно задействовать персонал. Необходимо понимать, что персонал сам по себе ничего делать не начнет. Можно написать тысячу должностных инструкций, но, не объяснив людям, что именно они должны делать и как, от них не добьешься нужного результата. Руководство каждой организации, которая занимается предоставлением услуг населению, должно разработать процедуры предоставления услуг людям с инвалидностью, провести тренинги и выявить проблемы их предоставления на объекте.
– Если брать стадион, то в каких его частях необходимо создавать доступную среду?
– Она создается для разных клиентских групп. Конечно, доступная среда необходима как для спортсменов, так и для зрителей. На трибунах должно быть равномерное распределение мест для инвалидов в разных секторах и разных ценовых группах, при этом обязательное наличие мест для сопровождающих непосредственно рядом с местами для инвалидов. Нужна доступная среда и в зоне для представителей средств массовой информации. К примеру, команда журналистов СНН состоит из людей с инвалидностью, и кто сказал, что они не приедут?! Нужна доступная среда и в служебной зоне, чтобы была возможность работы в ней людей с инвалидностью. Если говорить о стадионе как о наследии чемпионата, то доступными должны быть соревновательная и тренировочная зоны. Кроме самого объекта на нем должны быть доступны все сервисы – предприятия питания, стойки обслуживания, парковки, туалеты. Уровень доступности нужно постоянно держать под контролем. Наиболее эффективным методом является проведение регулярных обследований объекта, в ходе которых могут быть выявлены существующие и потенциальные барьеры среды и разработаны предложения по ее улучшению. Все это, несомненно, должно повысить уровень доступности спортивных объектов и сделать их посещение комфортным и приятным для всех категорий населения.
Справка «ВП»
Эльмира Асылгараева входила в состав рабочей группы по разработке свода правил по строительству «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», кроме того, являлась консультантом оргкомитета Паралимпийских игр в Сочи в сфере обеспечения доступности.
12 января, 2016