Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия

По наклонной вверх

Пандусы и перила есть почти во всех школах Ямала. Дело – за кадрами.

На сегодня восемь школ округа готовы принять детей с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Работа над созданием безбарьерной среды на Ямале начата и идет полным ходом.

ЧТО ТАКОЕ ИНКЛЮЗИВ?

В школах округа, в обычных классах, наравне со здоровыми детьми учатся дети-инвалиды. Факт сей не единичный, не из ряда вон выходящий. Помочь организовать учебный процесс, утрясти некоторые организационные вопросы, определить порядок финансирования призван нормативный документ, принятый на Ямале в начале июля, рассказал «КС» Александр Крашенинников, начальник отдела социально-правовой защиты детей и учащейся молодежи окружного департамента образования.

Для чего необходимо вновь принятое положение? Не обучение детей-инвалидов школьным премудростям ставится во главу угла – постигать азы науки можно и дистанционно, центры для обучения на расстоянии уже работают на Ямале, и они будут развиваться. Открыты коррекционные школы.

На первый план выходит социализация детей-инвалидов. Важно сформировать и у общества, и у здоровых юных граждан позитивное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Следует различать инклюзивное и интегрированное образование, пояснил специалист департамента образования. Интегрированное образование подразумевает обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в едином потоке со сверстниками, не имеющими таких ограничений. То есть речь идет о создании в общеобразовательных школах специальных классов для детей-инвалидов. Под инклюзивным образованием понимается обучение детей с ограниченными возможностями в обычных классах, за одной партой со здоровыми сверстниками.

Количество детей-инвалидов в одном классе не должно превышать четырех человек, предписывает положение, для особых одноклассников устанавливается щадящий режим. Путевку в обычный класс подписывает психолого-медико-педагогическая комиссия. Дети, имеющие серьезное отставание в развитии, должны обучаться в специальном классе, по особой программе.

ПАНДУСЫ. И НЕ ТОЛЬКО

Сложности подстерегают начинание на каждом углу. Например, на федеральном уровне понятие инклюзивного образования пока не определено. Определение предложено в региональном положении.

Предполагается создать безбарьерную среду обучения в каждом муниципалитете. Это не только сооружение пандусов, позволяющих колясочнику беспрепятственно попасть в школу, детский сад, учреждение дополнительного образования, опровергает расхожее мнение Александр Крашенинников. Пандусы, поручни, установленные практически во всех школах округа,  только малая часть понятия «безбарьерная среда». В федеральной программе «Доступная среда» обозначены необходимые критерии удобного для школьников жизненного и учебного пространства. Сюда включены широкие дверные проемы, отсутствие порогов, лестничные подъемники либо лифты, специально оборудованные туалетные комнаты.

На сегодня в пятнадцати учреждениях, включая и дошкольные, и дополнительного образования, создана универсальная безбарьерная среда. Из них восемь – школы (из 133 работающих в округе), что составляет шесть процентов. Показатель должен улучшиться к концу года. К 2015 году планируется 20 процентов школ приспособить под комфортное в них пребывание детей с проблемами здоровья. В каждом районном или городском округе должно быть создано хотя бы одно учреждение дошкольного, общего, дополнительного образования, в которых эти условия будут созданы.

Обеспечение безбарьерной среды проходит благодаря двум программам – окружной долгосрочной целевой «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011–2015 годы» и федеральной целевой «Доступная среда» на 2011–2015 годы.

ПЛЮС КАДРЫ

Архитектурные перемены лишь малая часть интеграции детей с ограниченными возможностями в школьный коллектив. Необходимо создать единую систему психологического, педагогического сопровождения детей.

И в этом, и в следующем году запланированы курсы повышения квалификации для преподавателей, которые будут вести инклюзивные классы. Кроме того, школы с интегрированным обучением по положению должны быть укомплектованы несколькими дополнительными специалистами: учителем-дефектологом, логопедом, психологом, специальным педагогом – сурдопедагогом, тифлопедагогом. Необходимо ввести в школы новую штатную единицу – тьютора (персонального ассистента) – по сути, помощника ученика, которому сложно самостоятельно передвигаться.

Если пандусы в школах округа сегодня скорее правило, чем исключение, то в квалифицированных кадрах наши учреждения образования еще нуждаются, а тьюторов в штате учебных заведений пока не числится.

 

 

http://ks-yanao.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=5191

21 августа, 2012