Южноуральские инвалиды в очередной раз высказали претензии по медико-социальной экспертизе. Ежегодные обследования — это все ровно, что проходить «круги ада», уверяют они.
Многомесячный сбор справок
26-летняя Анастасия Лебеда раньше работала оператором. После жуткой аварии она полтора года как инвалид. Говорит, что не может трудоустроиться, — большинство офисных зданий не оборудованы пандусами, а работодатели мотивируют свой отказ в приеме на работу тем, что клиентов будет отпугивать инвалидная коляска.
В центре занятости населения Ленинского района она на учете не состоит, по ее словам, туда невозможно самостоятельно добраться, поскольку пандуса нет, инвалидам приходится преодолевать ступеньки. Для трудоустройства, помимо прочего, необходим медицинский документ — индивидуальная программа реабилитации, которую нужно ежегодно продлевать. Процедура сбора справок занимает несколько месяцев (!).
— Людей с ограниченными возможностями заставляют ежегодно доказывать свои права на льготы, — возмущается Татьяна Кузнецова, председатель Всероссийского общества инвалидов Центрального района Челябинска. — На осмотр к каждому специалисту нужен талон. Но один врач — в отпуске, к другому — ближайшая запись через месяц, третий — болеет…
Такие мучительные обходы по медкабинетам не каждый физически здоровый человек сможет выдержать, а у инвалидов выбора нет — иначе пособия не видать. Да и о какой доступности среды может идти речь, если многие поликлиники, больницы и другие госучреждения не оборудованы пандусами.
— К нам часто поступают жалобы на сложности получения медико-социальной экспертизы, — комментирует руководитель Центра занятости населения Челябинска Александр Шегуров. — Помимо этого, в индивидуальных программах пациентов врачи ограничиваются размытой формулировкой: «Работа в специально созданных условиях». Но что это за условия и каков перечень показанных по состоянию здоровья профессий для конкретного человека не указывается.
Невостребованный труд
Не особо заинтересованы в трудоустройстве инвалидов и руководители предприятий — в лучшем случае им предлагают низкооплачиваемые ставки. Работодателей пугает необходимость предоставлять им особые условия, сокращенный рабочий день и дополнительные отпуска.
Между тем, компаниям, которые создают рабочие места для инвалидов, предусмотрено выделение субсидий в размере 66 тысяч рублей. Кроме того, в организациях, в которых работает свыше ста человек, — 2-4 % должны составлять люди с ограниченными возможностями. За неисполнение этой квоты в кодексе об административных правонарушениях установлена штрафная санкция — 5-10 тысяч рублей.
На сегодняшний день в Челябинске зарегистрировано 4 300 безработных, из них 10 % — люди с ограниченными возможностями. Служба занятости населения предоставляет им бесплатное переобучение с последующим трудоустройством. Инвалидам предлагают надомную работу, вакансии швей, закройщиков, диспетчеров, бухгалтеров и операторов ПК. Для адаптации к новому рабочему месту с такими категориями граждан проводят психологические тренинги.
Что же касается программы «Паспорта доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения», то участники мероприятия признают, что оборудовать все госучреждения пандусами за один год невозможно — на это потребуется как минимум пять лет. Но положительные сдвиги в этом направлении уже есть. Так, к примеру, председатель общества инвалидов Металлургического района Челябинска Владимир Корнев сообщил, что есть прецедент, когда в судебном порядке руководство одного из ЖЭКов обязали оборудовать в подъезде для ребенка-колясочника пандус.
Первый заместитель председателя движения «За возрождение Урала» Денис Рыжий отметил, что комплексная правовая и психологическая поддержка граждан с ограниченными возможностями продолжится.
Подобные семинары и круглые столы по вопросам трудоустройства инвалидов будут проводиться в течение всего года.
http://up74.ru/rubricks/zdorove-i-otdykh/2013/06-ijun/polosa-pregrad/
13 июня, 2013