Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия

Собственный дом недоступен для орловского инвалида

Мастера, установившие пандус, а точнее откидную аппарель, в его подъезде, в последнюю очередь думали об инвалидах, если вообще думали. Иначе как насмешкой слишком крутую конструкцию назвать нельзя. Подняться по пандусу без посторонней помощи инвалиду-колясочнику нереально.

Алексей Служевенков живёт в доме № 4 на ул. 5-й Орловской стрелковой дивизии. Комнату в коммуналке ему предоставило в рассрочку ЗАО «Жилстрой», где он работал каменщиком и получил увечье на стройке. Правда, жилплощадь парню досталась аж на девятом (!) этаже.

- С инвалидностью я свыкся. Время назад не отмотаешь и ничего не изменишь. Но обидно, когда люди думают: раз ты колясочник, значит, тебе не место в обществе и ты должен сидеть в четырёх стенах, не высовываясь. Иначе ситуацию с пандусом не объяснишь, - разводит руками Алексей.

Подняться по имеющемуся пандусу инвалиду-колясочнику невозможно. Алексей живёт один, семьи у него нет. Только благодаря помощи друзей и соседей ему удаётся покинуть свою комнату и вернуться обратно.

- Просьбами о помощи достал уже всех, - виновато говорит парень. - Каждый день, а то и несколько раз на день звоню: помогите спуститься-подняться. Некоторые потом трубку не берут. Я всё понимаю, люди устают на работе, у них семьи, а тут я со своей беспомощностью…

Несколько раз Алексею приходилось ночевать в машине, когда никто не отвечал на его звонки.

- Я ни в коем случае никого не осуждаю, но без посторонних мне не выйти из дома и не попасть обратно…

Дом Алексея с лифтом, но нередки случаи, когда подъёмник не работает.

-  На днях хотел выехать на улицу, а лифт не отвечает, - рассказывает Алексей. - Пришлось оставаться дома. И мне повезло, что это выяснилось при выезде из квартиры, а не наоборот.

Но и такое тоже случалось. Не раз соседи поднимали и несли Алексея на руках до девятого этажа…

Всё то время, что парень находится в инвалидной коляске, он борется за свои права. Добился, чтобы сделали пандус на выезде из подъезда, установили специальный знак на автостоянке «Парковка для инвалидов». Теперь вот бьётся за нормальный пандус в подъезде. Именно бьётся, потому что менять или переделывать никто ничего не хочет.

Но и это ещё не все трудности. Дверные проёмы в коммунальной квартире не предназначены для перемещения на коляске. Она застревает в дверях туалета, ванной и балкона.

Выходит, что дома, которые возводились и продолжают возводиться в Орле, не приспособлены для проживания инвалидов. И это не голословное утверждение. Случай со Служевенковым - далеко не единичный.

Инвалид-колясочник Александр Востриков в новенькую девятиэтажку по улице Емлютина въехал в феврале этого года. Не дом - картинка: яркий, аккуратный, есть места для парковки, детская и спортивная площадки. Только всё это внешняя красота-причёсанность. Для проживания инвалида-колясочника дом оказался недоступным. Так же, как и Алексей Служевенков, Александр Востриков не мог попасть в свою квартиру. Препятствием стали каких-то шесть ступеней, ведущих к лифту. Пандус, а точнее откидная колейная аппарель, в подъезде была, но абсолютно бесполезная.

- В разобранном виде полозья располагались практически вплотную к стене. Подъехать к ним на коляске я не мог, - рассказывает Александр. - И даже если это каким-то чудом удавалось сделать, колёса коляски тормозили на полозьях и не ехали дальше - слишком крутой подъём.

Въезжать на такой пандус было опасно, как впрочем, и съезжать с него. И это при том, что передвижное устройство у Александра электрическое и может устойчиво фиксироваться на месте в случае необходимости.

Вроде бы пандусы есть, и в то же время их нет — инвалиды-колясочники вынуждены мучиться. А ведь доступная среда начинается именно с дома.

Пару недель назад коляска с Александром едва не вылетела из подъезда.

-  Люди, которых просишь помочь в подъёме, не знают, как обращаться с коляской. Стоит переусердствовать с силой, как задние колёса поднимаются, коляска выскальзывает из рук и летит вниз. Поймать на лету 140 кг (столько весит коляска с Александром. - Прим. авт.) - дело рискованное, - говорит молодой человек.

Востриков не раз обращался к застройщику - компании «Орёлстрой» - с просьбой принять меры.

-  Можно было бы заменить негодную аппарель на электрическую подъёмную платформу. Мне пришёл ответ, что установить подъёмную платформу — задача конструктивно невыполнимая, - говорит Александр. - В компании отписали, что откидная колейная аппарель есть, значит, требование п. 4.3 СП 35-102-2001 (свод правил «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам») соблюдено. Аппарель-то есть, только совсем не пригодная для перемещения. Пересадить бы её проектировщиков в мою коляску и заставить подняться по этой аппарели, наверное, по-другому бы они заговорили!

Пришлось Александру самому беспокоиться о переделывании никчёмного устройства.

-  Мои мастера уменьшили угол наклона за счёт увеличения длины аппарели. - Александр показывает переделанный вариант. - Устройство было отодвинуто от стены для более удобного въезда и съезда.

Все работы с материалами обошлись в 20 тысяч рублей. Для такой крупной строительной организации, как «Орёлстрой», деньги грошовые, но почему-то вложить их в качественную работу компания не посчитала нужным.

По словам Александра Вострикова и Алексея Служевенкова, основная беда заключается в том, что застройщики в курсе проблемы, но предпринимать ничего не собираются. Впрочем, сами застройщики уверяют в обратном.

-  Всё, что положено по СанПиНу, мы делаем, - заверил первый замгендиректора «Орёлстроя» Владимир Гусев. - В подъездах устанавливаем расширенные лифты, чтобы колясочники могли свободно въезжать-выезжать. Что касается пандусов и аппарелей, то мы не делаем завышенный уклон - всё по нормам. Из жильцов наших домов по этому поводу никто не обращался.

Вот и получается, что вроде бы пандусы есть, и в то же время их нет - инвалиды-колясочники вынуждены мучиться. А ведь доступная среда начинается именно с дома.

Николай Столяров, председатель областной организации Всероссийского общества инвалидов:

-  Месяц назад эту проблему мы обсуждали на общественном совете по делам инвалидов в администрации Орла. Предоставили необходимые данные по пандусам и другим устройствами. Поговорили, а результат нулевой. Застройщики, которые обязаны оборудовать этими средствами передвижения дома и дворовую территорию, оборудуют их так, что не понятно, для кого это делалось. Город не реагирует.

Есть в Орле дома с нормальными устройствами для колясочников. Насколько мне известно, таких домов восемь. Ведь могут делать как положено!

Елена Астахова, заместитель председателя комитета по здравоохранению и социальной политике Орловского областного Совета народных депутатов:

-  Депутаты неоднократно выносили этот вопрос для обсуждения на комитете. Я не раз выезжала и смотрела дома новой застройки. Действительно, доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья в них нет. А если и есть специальные устройства, то они не сертифицированы.

Федеральная целевая программа «Доступная среда» касается в том числе жилищного строительства, но в большей части - объектов образования, по которым в этом году предусмотрены значительные средства. Программа предусматривает софинансирование. Поэтому когда идёт корректировка областного бюджета, депутаты обязательно ставят вопрос о необходимости выделения средств - чтобы федеральная программа в нашем регионе действовала.

Автор: Екатерина Козлова

http://regionorel.ru/news/society/sobstvennyy_dom_nedostupen_dlya_orlovskogo_parnya_invalida/

28 мая, 2015