Эта уникальная программа существует благодаря энтузиастам. С ее помощью более 300 волгоградских детей с ограниченными возможностями получили не только жизненно-важный навык, но и смогли немного приобщиться к спорту.
Без спасательного круга
На весь миллионный город всего две дорожки в бассейне «Искра». Два раза в неделю по 45 минут. Это единственная возможность заниматься плаванием детям с синдромом Дауна, ДЦП, умственной отсталостью, аутизмом.
В общественной организации содействия детям-инвалидам знают, что плавание благотворно влияет на состояние здоровья детей с ограниченными возможностями. Знают, и через какие мытарства приходится пройти родителям, чтобы организовать особому ребенку занятия физкультурой. Поэтому и разработали программу, которая так и называется «Плавание для детей-инвалидов как вид реабилитации и спорта». Нашлись энтузиасты, которые взялись учить таких детей плаванию. Дело это непростое, потому что нужны не только знания, умения и навыки работы с данной категорией детей, но и недюжая физическая сила. Чтобы объяснить такому пловцу, что нужно делать, поначалу тренеру в прямом смысле приходится потаскать его в бассейне на себе.
– Потребность в плавании у детей-инвалидов колоссальная, – говорит руководитель общественной организации Лариса Евдокимова. – К сожалению, с каждым годом все сложнее находить средства на финансирование программы. Если раньше у нас ежегодно занимались более ста детей, то сегодня около сорока.
– Мы искали по всему городу место, где можно научиться плавать ребенку-инвалиду, – делится мама 19-летнего Вити Инна Мурзаханова. – У мальчика аутизм, в обычную спортшколу его не принимают, да и индивидуально тренеры не берутся обучать. Нужны специалисты по работе с такими сложными детьми.
Она вспоминает, что раньше перед поездкой на море приходилось покупать сыну надувной круг. Но мальчик растет, и с каждым годом задача становилась все сложнее.
– Мы пришли на тренировки всего полгода назад, и сын уже начал плавать самостоятельно, – рассказывает Инна Сергеевна. – Этим летом планируем закрепить все приобретенные умения на открытой воде.
Мам, почему на меня так все смотрят?
Бывало и так, что ходить ребенок-инвалид начинал после того, как научится плавать.
– У всех кто более или менее регулярно занимается в бассейне, родители отмечают прогресс. Это касается не только детей с ДЦП, но и с нарушениями интеллекта, – говорит тренер Марина Ушакова. Она настоящий профессионал в деле обучения плаванию детей с ограниченными возможностями. Основное место ее работы – Волгоградская физкультурная академия, где она является доцентом кафедры теории и методики адаптивной физической культуры. – Они становятся благодаря этим занятиям организованными, учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, правильно вести себя в раздевалке и в бассейне. Помимо совершенствования двигательных функций для них это еще и школа жизни.
У 18-летней Василисы болезнь Дауна, есть нарушения в опорно-двигательном аппарате. Год назад мама привела ее в бассейн, чтобы справиться с лишним весом. Сегодня Васена плавает в одном нарукавнике. Может и без него, но с ним ей как-то уверенней. Трудно поверить, что в первые дни занятий она панически боялась воды.
– Как же вы ее заманили в бассейн?
– Пообещала, что пойдем в торговый центр и посидим в кафе, – рассказывает мама Васены Надежда Полякова. – Ей это интересно, хочется быть среди людей. Но на улицах на таких детей смотрят как на инопланетян. Даже в троллейбус когда заходишь, она спрашивает: «Мам, а почему на меня так смотрят?» Что мне ей ответить? «Потому что ты особенная».
Старший сын у Надежды учится в колледже, он здоровый мальчик. Женщина признается, что Василиса больше помогает сыну, чем она сама. «Он приходит из колледжа ершистый, злой. К Василисе подойдет, погладит ее по голове, и все колючки сразу исчезают».
Доплыть до специальной олимпиады
Недавно Васена участвовала в соревнованиях. Пусть медленно, но преодолела всю дистанцию.
– Плавание помогает держать в норме не только вес, – говорит Надежда Полякова. – Дочка стала хорошо спать, ее не беспокоят головные боли.
Максиму Лесникову 15 лет. У мальчика аутизм, он плавает уже 4 года. Его мама Светлана вспоминает, какими испуганными пришли дети на первые занятия, и какие они сейчас – натренированные, подтянутые.
– Чем раньше дети-инвалиды придут в бассейн, тем лучше, – считает тренер Марина Ушакова. – Но для этого пока нет условий. Сейчас самый ранний возраст – 4 года.
Она говорит, что для детей-инвалидов требуется только закрытый бассейн, ведь они все держат голову над водой. А это на открытом воздухе может привести к простудам в прохладную погоду и к тепловым ударам в жаркую. Мелкая ванна им не подходит, потому что в силу недостатка интеллекта они просто ходят по дну. Чтобы поплыли, нужна глубина.
– Эти занятия не только реабилитация, но и развитие адаптивного спорта, – отмечает Марина Ушакова. – Кстати, пятеро наших ребят уже становились участниками всероссийских соревнований по программе «Специальная олимпиада».
Оплатить дорогостоящие дорожки и работу тренеров общественная организация едва может. Родителям это тоже не под силу. Те, кто могли бы помочь, не всегда готовы это сделать. Был случай, когда детям-инвалидам отказали в дорожках в одном из бассейнов. Объяснение было до банальности простым: «Они своим видом портят настроение другим клиентам». Что на это ответить?
http://vpravda.ru/index.php?option=com_k2&id=4844&view=item
18 мая, 2012