4-5 сентября 2012 года в г. Сочи состоялся Международный образовательный форум "Стратегия построения безбарьерного пространства городов и бизнес-решения для доступной среды", на котором выступил заместитель председателя ВОИ Рысев Олег Викторович:
"За последние годы в Российской Федерации произошли значительные изменения в части формирования новой социальной политики в отношении инвалидов. В течение многих лет в обществе и на государственном уровне менялось отношение к инвалидам, как к одной из наиболее малозащищенных, но многочисленных категорий граждан России. В том числе базисные изменения коснулись проблемы формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.
В настоящее время в Российской Федерации создана нормативно-правовая база, которая позволяет регламентировать отношения, возникающие в сфере создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.
Анализ основных законодательных актов, содержащих основные правовые нормы и регламентирующих обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, свидетельствует о неуклонном развитии правового поля проблемы и наполнения его новым содержанием.
Однако хотелось бы вернуться на 30 лет назад и продемонстрировать, как законодательный процесс проходил постепенно, этап за этапом, впитывая положительный опыт международного законодательства и совершенствуя отечественную нормативно-правовую базу и как это влияло на правовое и общественное сознание граждан.
В 1979 году ООН объявила 1981 год Международным годом инвалидов. Результатом его проведения стало принятие 3 декабря 1982 года Всемирной программы действий в отношении инвалидов. Этот документ впервые систематизировал все требования инвалидного сообщества. В нем был осуществлен переход от требований социальной защищенности к требованиям защиты прав человека с инвалидностью. В ней впервые прозвучало понятие равных возможностей. Речь шла о трех фундаментальных принципах:
терминология, которая используется в отношении людей с инвалидностью;
восстановление трудоспособности;
полное и безусловное соблюдение прав инвалидов при реализации равных возможностей.
Применение Всемирной программы действий привело к формированию доступной среды, а в течение объявленного ООН Десятилетия инвалидов (1983-1993) это понятие стало всеобщим. Доступность стала проводником реализации гражданских прав инвалидов.
За эти 10 лет была проведена большая работа как на законодательном, так и на ментальном уровне. Очевидно: нельзя менять законодательство, не меняя ментальность людей. Именно в эти годы в Голливуде были поставлены десятки фильмов об инвалидах. В это время все гражданское сообщество было привлечено к этим проблемам. Примечательно: в России мне неизвестно ни одного художественного фильма, где бы заболевший или получивший травму человек жил счастливо будучи инвалидом. Он либо излечивается, либо умирает. И это – отражение нашего сознания, нашей ментальности. Инвалидность для нас до сих пор - признак неудачливости, «плохого» социального статуса. Например, в фильме «Человек дождя» (1987) герой артиста Дастина Хоффмана не излечился от аутизма, его в конце фильма вернули в специализированный пансионат, где ему проще и комфортнее жить из-за своего заболевания. Но он показан как человек, живущий своей сложной, не всегда понятной обывателю жизнью. Он не хуже и не лучше – он другой, и с этим необходимо считаться окружающим.
В конце 80-х и начале 90-х многие картины стали не только популярны, но и получили кинематографические награды. Например, «Человек дождя» получил 4 «Оскара», в том числе Дастин Хоффман - за главную роль.
До широкого общественного сознания «дошла» мысль, что инвалидов не нужно бояться или сторониться, напротив, их надо максимально задействовать во всех жизненных процессах. В июле 1990 года президент США Буш-старший подписал первый в мире антидискриминационный закон «Об американцах с инвалидностью», который впрямую декларировал доступность граждан ко всем общественным зданиям. В 1995 году подобный закон был принят в Великобритании.
В декабре 1993 года Генеральная ассамблея ООН принимает Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов в которых были заложены не декларативные положения, а конкретные правила по различным направлениям жизнедеятельности людей с инвалидностью. Здесь впервые были выделены направления доступности: физическая доступность и информационная. Было подчеркнуто, что требования доступности нужно учитывать при проектировании новых зданий. Снова была подчеркнута необходимость привлечения к решению этих вопросов общественных организаций инвалидов и предложен механизм консультирования.
ООН рекомендовал национальным правительствам внедрять Стандартные правила в действие, и, например, Греция использовала их в своем законодательстве с 1998 года.
А сейчас перейдем к советским реалиям 80-х годов. Общемировые процессы сильно повлияли на развитие нашего постсоветского законодательства. Но история взаимоотношений государства и инвалидов началась гораздо раньше.
После войны в СССР, как и в других странах, было много инвалидов войны. Они объединялись в трудовые артели. Однако в конце 50-начале 60-х годов было принято решение об их упразднении. В это время стала формироваться закрытая система как в социальном обслуживании (дома-интернаты для инвалидов), так и в образовании (специализированные школы). Я не ставлю оценки, плохо это или хорошо. Сошлюсь на книгу нашего незрячего депутата Госдумы О.Н. Смолина, который 5 раз избирался в Государственную Думу по одномандатному округу, конкурируя с другими кандидатами. Он пишет, что в интернате он получил «эксклюзивное образование», которое позволило ему стать профессионалом. Значит, вопрос не в системе, а в условиях, в которых оказывается конкретный человек. Но тогда у инвалидов почти не было выбора. Попадая в эту систему, люди оказывались закрыты от общества и в обществе формировались две параллельные реальности: мир инвалидов и мир «здоровых». К примеру, в 1980 году в Москве не проводились летние паралимпийские игры, так как это было одним из факторов прежней социальной политики в отношении инвалидов. Но если бы игры были проведены, страна наверняка бы открылась бы процессу предоставления инвалидам равных возможностей и полноценного участия в жизни общества. Ради справедливости скажем, что паралимпийские игры 1984 года также не проводились в Лос Анжелесе, где проводились Олимпийские игры.
В СССР не было документов, регламентирующих те или иные вопросы, связанные с реализацией конституционных прав инвалидов. Хотя на практике люди с инвалидностью были включены и в образование, и в трудоустройство, но в основном это были надомные формы. Закон «Об основах социальной защищенности инвалидов в СССР» (разработка которого была инициирована ВОИ!) был «первой ласточкой» в защите прав инвалидов как граждан, которые должны иметь те же возможности и интересы, что и люди без инвалидности. Он разрабатывался с начала 1989 и был принят 11 декабря 1990 года. Именно он во многом заложил основы того, что есть в нашей правовой системе сегодня. И многие нормы оттуда перешли в закон «О социальной защите инвалидов в РФ», принятый в ноябре 1995 года.
В настоящее время в Российской Федерации почти сформирована нормативно-правовая база, которая позволяет регламентировать отношения, возникающие в сфере создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. Начиная, с Указа Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 2 октября 1992 года было положено начало преобразованию среды с учетом потребностей инвалидов.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон) стал первым законодательным актом Российской Федерации, в котором (статья 15) были закреплены правовые нормы, гарантирующие Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). (часть первая в ред. Федерального закона от 08.08.2001 N 123-ФЗ)
В статье 16 Закона установлена ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. В этой статье говорится, что «.. юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Градостроительный кодекс Российской Федерации, принятый в декабре 2004 года, гласит, что одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2).
Однако в соответствии со статьей 48 ГК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается раздел о перечне мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда, но только в случае подготовки соответствующей проектной документации. Следовательно, данная норма не носит абсолютно-обязательного характера для исполнения.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) содержит правовые нормы, устанавливающие административную ответственность за следующие нарушения в области обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур.
Согласно статье 9.13 КоАП уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Статья 9.14. КоАП устанавливает административную ответственность за отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами. За данные действия (или бездействие) следует наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Согласно статье 5.43. нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.(в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 127-ФЗ)
Статья 12.19. (пункт 2) нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 127-ФЗ)
Отдельно скажу о СНиП 35-01-2001«Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Роль этого СНиП 35-01-2001, который вступил в действие в сентябре 2001 года, трудно переоценить для России. Этот СНиП был первым комплексным документом, определяющим требования доступности для маломобильных групп населения, в том числе для инвалидов. Данный СНиП является (до 1 января 2013 года!!!) основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».
Однако следует отметить, что этот СНиП не стал документом, который бы последовательно и неуклонно реализовывал права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной и иной инфраструктур.
Следует отметить, что жесткость требований в документах определяется терминами «рекомендуется», «должны быть», «должны предусматриваться», «могут быть», «как правило» и т.п., что позволяет в проектах зданий и сооружений, в ряде случаев, не соблюдать требования доступности.
Согласно пункту 1.1. этого СНиП при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения. То есть новое строительство и реконструкция зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов носит по своей сути добровольный (для застройщика, инвестора и т.п.) характер. Соответственно, большинство возводимых и реконструированных зданий и сооружений практически не доступны для инвалидов.
Кроме того, другим подтверждением того, что требования этого СНиПа не несут для проектировщиков и строителей обязательный характер, является следующий факт. В соответствии с частью второй пункта 1.1. этого СНиП перечень объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее — МГН), расчетное число и категория инвалидов, а также группа мобильности МГН устанавливаются заданием на проектирование. Оно утверждается в установленном порядке по согласованию с территориальным органом социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов. Следовательно, содержание этого пункта говорит о том, что если в данном районе нет инвалидов или нет заданий на проектирование с учетом доступности их для инвалидов и других МГН, то можно и не соблюдать эти требования.
В мире в 2000-е годы изменились подходы обеспечению доступной среды для маломобильных групп населения (далее - МГН), в частности Конвенцией ООН о правах инвалидов введен такой термин как «универсальный дизайн»; разработаны новые требования к доступным зданиям и сооружениям; изменилась номенклатура и технические характеристики применяемого специального оборудования и устройств для инвалидов. В настоящее время проводятся работы по гармонизации отечественной нормативной базы, в том числе, в области обеспечения доступности, с европейскими (EN) и международными (ISO) стандартами.
Произошли изменения и в России. 30 декабря 2009 года принят Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ. Данным Федеральным законом установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования, в том числе и требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Впервые в российском законодательстве формирование доступной среды рассматривается не только с точки зрения удобства и необходимости для реализации тех или иных прав определенной категории граждан, но и с точки зрения безопасности.
В частности, в статье 12 данного Закона прямо предусматривается требование обеспечения доступности:
«1. Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
2. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.»
Кроме того, в статье 30 «Требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями»
3. Для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснащения общественных зданий.
7. Проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать:
1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
8. Параметры путей перемещения, оснащение специальными устройствами и размеры помещений для указанных в части 7 настоящей статьи групп населения, предусмотренные в проектной документации, должны быть обоснованы в соответствии с частью 6 статьи 15 настоящего Федерального закона.
14. В проектной документации жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к таким объектам.
Следовательно, учитывая эти вступившие в силу новые законодательные требования в отношении инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения и принимая во внимание практическую целесообразность разработки национального стандарта в этой сфере по реализации этих положений, необходимо (может быть даже на базе имеющегося СНиП 35-01-2001) разрабатывать новый нормативный документ, регламентирующий вопросы обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, включая и инвалидов, к объектам транспортной. инженерной и социальной инфраструктур.
В настоящее время в соответствии с законодательством о техническом регулировании (Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке разработки и утверждения сводов правил» от 19 ноября 2008 г. № 858) разработан проект Свода правил 59.13330-2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп граждан» (далее – СП), который при его принятии заменит действующий в настоящее время СНиП 35-01-2001.
СП разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года, среди которых: полное и эффективное вовлечение и включение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Впервые в российский нормативный документ инкорпорирован новый прогрессивный термин «универсальный дизайн», который закреплен в Конвенции ООН о правах инвалидов. Применение указанных выше принципов в процессе проектирования и строительства формирует беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.
Кроме законодательно-правовых аспектов для проведения работы по актуализации СНиП 35-01-2001 следует учесть и принципиальные «концептуальные подвижки» в общественно-политическом сознании в нашей страны. И в первую очередь это касается ратифицированной в этом году Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов.
В статье 3 обозначены общие принципы Конвенции, в которых наряду с другими принцип «доступности», который более подробно изложен в пункте 1 статьи 9 Конвенции: «… Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
a) на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
b) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.».
В течение 2011 года в Орловской области в результате реализации гранта было сформировано три группы экспертов из райгорорганизаций и проведены шесть шестичасовых семинаров. В семи муниципальных образованиях проведён мониторинг по доступности объектов инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения. На основании результатов обследований объектов была создана карта доступности г. Орла на бумажном носителе. В ходе реализации проекта выявлены следующие проблемы, которые как показывает практика являются типичными для большинства субъектов РФ:
1. Собственники объектов социальной инфраструктуры не выполняют требования по доступности скорее от незнания законодательства, а со стороны властей отсутствуют постановочные задания на объект и контроль за выполнением законодательства.
2. Низкая квалификация проектов и подрядчиков в области создания доступности.
3. Отсутствие законодательства Орловской области по доступной среде, ответственного исполнителя по формированию доступной среды в регионе и муниципальных образованиях, делает государственную программу «Доступная среда» - утопией.
4. В Орловской области осуществляется в основном только формальный подход к решению вопросов доступной среды из-за отсутствия комплексного межотраслевого решения проблем по формированию доступной среды.
Анализ, проведенный в Тульской области с участием организаций ВОИ, 217 объектов социальной инфраструктуры (торгового назначения, административных зданий, учреждений здравоохранения и пунктов бытового обслуживания и т.д.), вступивших в эксплуатацию в муниципальных образованиях области в 2010 году, показал, что доля объектов, адаптированных к потребностям маломобильных групп населения, составляет всего 56,2%. При этом застройка и реконструкция объектов инфраструктуры в 95,7% случаев производилась за счет средств частных лиц. Это свидетельствует о недостаточном уровне контроля при выдаче разрешительной документации на реконструкцию и застройку и при приемке в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры. Необходимо полностью исключить нарушения законодательства в области формирования инфраструктуры городов и районов при ведении нового строительства, а также важность организации в этой сфере деятельности общественного контроля. Для этого следует активизировать деятельность общественных организаций инвалидов на местах.
Многие организации отмечают, что часто под доступностью объектов социальной инфраструктуры понимают порой лишь пандусы, которые в большинстве случаев непригодны, и даже опасны, для применения. Более того, указывают на широко распространенную практику установки кнопок вызова в аптеках, магазинах и иных объектах социально-бытового назначения. Например, согласно пункту 27 Положения, утв. постановлением Пр-ва РФ от 16.02.2008 № 87, проектной документацией безусловно должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда. Но, однако, вместо решения вопроса исходя из принципов универсального дизайна, предлагается как бы «разумное приспособление» в форме кнопки вызова. Согласен, что бывают очень сложные случаи, где допустимо установка такой кнопки, но чтобы эта практика стала по сути единственной среди предпринимателей – не имеет ни правового ни морального права.
Вот мнение одного из таких предпринимателей (http://forum.dwg.ru/showthread.php?t=82474) на одном из интернет-форумов: Действительно, что делать инвалиду на коляске в магазине сантехники с торговой площадтю 50 м2? По данным соцзащиты, в нешем городе 1 инвалид-колясочник на 1000 жителей. Причем здесь все: и дети, и старики, и дебилы. PS. Доставить инвалида на крыльцо это еще не все, далее: тамбур 1,8 х 2,2 метра, проходы не менее 1,5 метров и т.д.
Ему ответили: Вообще- то подъемники нужны не только для инвалидов, есть еще и мамы с грудными детьми в колясках, они у вас тоже в единичном экземпляре на 1000 жителей? Вообще удивляют заказчики - на строительство магазина деньги нашли, на взятки тоже не жалко, а вот один подъемник установить - ну просто жаба душит, сами давно уже прикинули наверное прибыль с метра торговой площади.
Этот диалог еще раз показывает, что даже наличие хороших законов еще не решает вопросов доступности. Но все равно необходимо вести работу пропаганду и обязательно привлекать в этот процесс организации инвалидов. Если действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
На заседании Совета по делам инвалидов при Президенте РФ 7 апреля 2009 года Президент России Д. А. Медведев в своем выступлении выразил четкую недвусмысленную позицию в отношение вопросов формирования «безбарьерного общества»:
«… Не буду говорить дежурных фраз, хотя в качестве общего соображения, конечно, ещё раз скажу, что отношение к инвалидам всегда является показателем зрелости общества. И, естественно, мы должны этот показатель стараться выводить на максимально высокий, на максимально возможный в нынешней ситуации уровень. Естественно и то, что государство (наше государство по Конституции является социальным государством) обязано компенсировать те возможности, которые ограничены – во всяком случае, часть возможностей – у инвалидов, повышенным вниманием к нуждам этих людей, созданием необходимой инфраструктуры и эффективной нормативно-правовой базы.
У нас масса проблем в этой сфере, вы сами отлично это знаете, многие просто на собственном опыте, к сожалению. И когда инвалид не может попасть ни в магазин, ни нормально сесть в самолёт, на поезд, посетить музей, спортивный зал, кинотеатр, получить нормальное образование, это следует характеризовать не просто как равнодушие или невнимательность – это с юридической точки зрения прямое нарушение Конституции нашей страны…».
По итогам заседания Совета по делам инвалидов Д. А. Медведев дал поручение «при рассмотрении проекта федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» обратить особое внимание на учет потребностей инвалидов и маломобильных групп населения». Данное поручение было исполнено и некоторые важные положения законопроекта были изменены в части учета интереса инвалидов.
Поэтому, учитывая, что позиция экс-Президента России была выражена однозначно и конкретно в отношении людей с инвалидностью, то одним из последних его действий на посту Президента РФ было подписание 3 мая 2012 года, ратифицированной Госдумой РФ в апреле Конвенции. Российская Федерация, ратифицировав Конвенцию и после вступления договора в силу, и в соответствии с этим договором приняла на себя юридические обязательства и соответствующие законы, обеспечивающие выполнение этой Конвенции. Соответственно, Россия тем самым взяла на себя юридическое обязательство относиться к инвалидам как к равноправным гражданам, обладающим теми же правами, что и остальные граждане России."
5 октября, 2012