Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия
На предыдущую страницу

Выступление председателя ВОИ Ломакина-Румянцева А.В. на расширенном итоговом заседании коллегии Минздравсоцразвития России 20 марта 2012

Уважаемая Татьяна Алексеевна!

Уважаемые участники расширенного заседания коллегии!

Наверное, одна из главных задач любого ведомства – понятно, помимо прямого исполнения своих функций – это умение слушать и слышать голос, как сейчас модно говорить, гражданского общества.

Я не первый раз выступаю на коллегии, и могу сказать, что в Министерстве есть не только стремление к диалогу, но и реальные результаты такого диалога. Хотя нам хотелось бы большего. Но это и понятно – всегда больше требований предъявляется к тому, кто делает и добивается определенных результатов. Тем более в такой сложной сфере как социальная политика. На сайте Министерства (в докладе) поведены итоги работы за 4 года по проблемам инвалидов, и, безусловно, движение вперед есть. Но я бы хотел остановиться на нерешенных вопросах.

На каждой из предыдущих коллегиях я говорил об очень острой проблеме льготного лекарственного обеспечения инвалидов. Об этой проблеме Министр Татьяна Голикова говорила и совсем недавно – 12 марта - на итоговой коллегии Росздравнадзора.

Ведь ситуация, к сожалению, за этот год принципиально не изменилась. Да, практически нет писем о безудержном росте цен на лекарства. Но все еще происходят срывы с обеспечением льготными лекарствами, как правило, из-за несвоевременности проведения конкурсов по их закупке. Так было в августе прошлого года и в начале этого. Практика невыписки лекарств при их отсутствии в специальной аптеке продолжается. И сама процедура выписки крайне сложна для людей. Да и другие проблемы во многих регионах остаются актуальными. Повторю - на наш взгляд, необходимо внимательно рассмотреть предложение об организации предоставления лекарств во всех аптеках, а не только в специально выделенных.

На прошлой коллегии я предложил создать рабочую группу в Министерстве для выработки предложений по наиболее острым проблема лекарственного обеспечения инвалидов – она была создана. Но вынужден констатировать, что за полгода после создания она так и не приступила к работе. Считаю, что эту ситуацию надо оперативно поправить.

Но сегодня я хотел бы акцентировать внимание на проблеме, по которой количество жалоб с каждым годом увеличивается – это организация санаторно-курортного лечения. Безусловно, можно говорить о кризисе этого важного направления реабилитации инвалидов. С 2005 года количество предоставляемых путевок уменьшилось в 2 раза.

Помимо этого, среди основных проблем в обеспечении инвалидов санаторно-курортным лечением надо отметить следующие:

1. Главная проблема – это то, что вследствие недостаточного финансирования инвалидам приходится очень долго ожидать путевку (в некоторых регионах инвалиды ожидают путевки несколько лет).

2. Сложный и утомительный для инвалидов процесс сбора необходимых справок и прохождения врачей для постановки на учет в Фонд социального страхования. Особенно эта проблема актуальна для инвалидов, проживающих в сельской местности. Кроме того ситуация усугубляется тем, что срок действия справки о состоянии здоровья за время ожидания путевки может закончится. И требуется новое оформление справки.

3. Направление инвалидов на санаторно-курортное лечение преимущественно в местные санатории и профилактории, которые, как правило, не имеют конкретной специализации на тех или иных заболеваниях и предоставляют лишь общий перечень медицинских услуг. Кроме того путевки инвалидам предоставляются преимущественно в осенне-зимний период, когда передвижение инвалидов (особенно вследствие заболеваний опорно-двигательного аппарата) затруднено. Также в этот период обостряются основные хронические заболевания, что может послужить препятствием для получения инвалидом санаторно-курортного лечения.

4. Большая проблема - это отсутствие специализированных санаториев для инвалидов-колясочников. Причем необходимо отметить, что такие санатории отсутствуют и с точки зрения оказания специализированных медицинских услуг для данной категории инвалидов, и с точки зрения доступности зданий и территории санаторных учреждений для колясочников. После того, как центр санаторно-курортного лечения и реабилитации в Саках остался в Украине, ничего равноценного у нас до настоящего времени так и не создано.

5. Много жалоб инвалидов на качество оказываемых санаторно-курортных услуг. Некоторые распространенные и необходимые инвалидам услуги (например, массаж) могут вообще отсутствовать. В некоторых случаях медицинские услуги оказываются инвалидам только на платной основе, что делает их недоступными.

Видимо, настало время кардинально изменить условия предоставления санаторно-курортного лечения инвалидам – выделить его из социального пакета, отнести к реабилитационным мероприятиям и определить условия его предоставления. Тем более, что сохранили эту часть соцпакета только те, для кого это жизненно необходимо. И подумать над тем, чтобы, возможно, в рамках ГП «Доступная среда» создать на юге России, например, в Кисловодске или Ессентуках полностью приспособленный, специализированный санаторий.

Отдельно хотелось бы сказать о необходимости восстановлении специализированного санатория «Садгород», который очень важен в первую очередь для реабилитации инвалидов Сибири и Дальнего Востока, которые не имеют возможности лечиться и проходить реабилитацию в европейской части России. Это уникальная курортная зона, других таких курортов на Дальнем Востоке нет. В настоящее время территория санатория "Садгород" представляет собой очень унылое зрелище - заброшенные, разрушающиеся корпуса, потресканые, местами уже заросшие травой дорожки, полуразрушенный фонтан…

Решение вопроса о создании крупных реакреационных и реабилитационных центров для инвалидов-колясочников, станет серьезным шагом для формирования системы реабилитации этой категории инвалидов.

Еще один вопрос, на котором хотелось бы остановиться, и по которому количество жалоб, к сожалению, не уменьшается. Речь о МСЭ и освидетельствовании. Мне представляется очень важным, чтобы в ходе реализации Государственной программы «Доступная среда» произошли положительные сдвиги в решении очень острых вопросов, связанных с проведением медико-социальной экспертизы. В этом году в рамках Программы начинаются пилотные проекты в трех регионах, цель которых – совершенствование системы МСЭ. Кстати, очень хорошо, что впервые, прежде чем внедрять пусть теоретически и правильные нововведения, проводится их проверка в реальной жизни. Это и должен быть единственно возможный подход, когда речь идет о введении новых социальных механизмов. Так вот, во время этих пилотных проектов надо решить как минимум три задачи:

  1. разработать и проверить на практике новые, объективные (в максимально возможной степени) критерии определения инвалидности

  2. отработать новые механизмы проведения экспертизы, имея целью минимизацию для человека затрат на прохождение МСЭ. Насколько нам сегодня в большинстве случаев необходимо первичное звено МСЭ, практически в подавляющем большинстве случаев дублирующее решение ЛПУ?

  3. уточнить и освободить МСЭ от несвойственных функций. В первую очередь я говорю о подборе ТСР для инвалидов. Большинство ТСР носят сугубо индивидуальный характер и должны подбираться специалистами, которых нет и не должно быть в экспертном органе.

И отрадно, что наша позиция по этим проблемам встречает понимание в Министерстве.

Раз уж я коснулся ТСР, то хотел бы остановится еще на одном вопросе – сейчас все чаще говорится о том, что качество ТСР может обеспечить только сертификат, который будет выдаваться человеку. Мол, человек сам выберет то, что ему нужно. Вроде бы хорошо. Но, во-первых, большинство инвалидов не сможет осуществить выбор самостоятельно – не существует системы (пожалуй, кроме протезно-ортопедических предприятий и сурдоцентров, да и то здесь человек «привязан» к своему региону) подбора, например, кресел-колясок. Хорошо хоть что, созданные во второй половине 90-х центры ТСР сохранились – но их можно пересчитать на пальцах одной руки. А во-вторых, не всегда по внешнему виду той же коляски можно судить о качестве ее изготовления. И когда коляска под тобой ломается, то это совсем не та ситуация, если у ботинка отвалится подошва. Это уже вопрос безопасности человека. И главное – кто и как будет определять денежный размер сертификата для индивидуальных ТСР? Согласен, что для серийных это можно сделать – но если перевести все ТСР на этот принцип, то это может еще раз ухудшить положение людей, как и отмена в 2010 году полной компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР.

Поэтому считаем, что если говорить о качестве, то необходимо восстановить обязательную сертификацию ТСР, так как речь, еще раз подчеркну, идет о здоровье и безопасности потребителей. Тем более, что еще во второй половине 90-х в результате выполнения Федеральной целевой программы «Разработка и производство ТСР для обеспечения инвалидов» была создана основа системы контроля качества ТСР и Центр сертификации.

О социальном партнерстве – я коротко говорил в начале, но на некоторых моментах хотел бы остановится еще раз. Например, об участии представителей организаций инвалидов в различных рабочих группах. Отмечу, что это несомненно положительно отражается на качестве конечных документов. Как правило, это происходит в том случае, если наших представителей не только слушают, но и слышат в рабочих группах, видят в них равноправных партнеров в общей экспертной работе. Однако довольно часто представителям организаций инвалидов отводят роль общественного прикрытия тех документов, которые либо вовсе не учитывают, либо не в должной мере учитывают объективные требования инвалидов. Так было, например, при подготовке проекта Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» В рабочую группу давались аргументированные замечания и предложения по проекту Свода правил, по которым не было высказано контраргументов. При этом в конце они были просто проигнорированы разработчиками и итоговый документ Минрегиона вышел с изъянами, причем содержит даже прямое нарушение действующего законодательства. Считаю, что в данный документ должны быть внесены соответствующие коррективы, и надеюсь, что Минздрав нас поддержит в этом вопросе.

Механизм взаимодействия с организациями инвалидов необходимо совершенствовать и при реализации ГП «Доступная среда», и поэтому Совет по делам инвалидов при Президенте России на последнем заседании в феврале этого года принял рекомендацию «принять обязательные для всех федеральных органов исполнительной власти решения по механизмам участия представителей общественных организаций инвалидов на всех стадиях реализации научно-исследовательских работ, начиная с разработки технического задания и до принятия результатов научно-исследовательской работы, определения форм и механизмов ее практического использования».

И последнее. На данный момент МИД России и Минздравсоцразвития России внесли в Правительство РФ законопроект «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Законопроект рассмотрен 1 марта 2012 г. на Президиуме Правительства РФ и готовится для представления Президенту России. Это очень позитивный шаг. Но надо отдавать себе отчет, что сама по себе ратификация Конвенции не является панацеей. Об этом говорит опыт многих стран. Поэтому сейчас крайне важно, чтобы ратификация Конвенции не привела к разочарованию людей – мол, столько об этой Конвенции говорили, наконец ратифицировали, а ничего не меняется. Безусловно, нам необходимо внести реальные, а не для галочки, изменения в законодательство. Но и этого не достаточно. Важно, на мой взгляд, разработать национальный план реализации Конвенции, с конкретными мероприятиями и конкретными сроками хотя бы лет на десять вперед, тем более что государственная программа «Доступная среда» рассчитана до 2015 года и не охватывает многих крайне важных вопросов. Да и не могут проблемы инвалидов решаться в одной программе. Все государственные программы должны иметь соответствующие разделы. В развитии здравоохранения и образования, транспортной системы и градостроительства, содействии занятости населения – да практически везде должны учитываться интересы инвалидов. Как на федеральном, так и на региональном – а может быть – особенно на региональном уровне, так как большинство вопросов относится к компетенции регионов.

20 марта, 2012